Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими как развитие и формирование.

Выделяется по меньшей мере пять вариантов (аспектов) содержательной трактовки педагогических категорий. Каждую из них следует рассматривать как: 1) общественную и личностную ценность; 2) объективно существующее явление; 3) реальный процесс, 4) организованную систему; 5) достигнутый результат. Если следовать этой логике, можно достичь ясности и глубокого понимания сущности, но тогда наша педагогика разрастается до невообразимых размеров. Постоянно памятуя об огромной сложности категорий, будем рассматривать их в каждом конкретном случае под углом практической значимости для педагогической работы.

В общем философском смысле воспитание есть приспособление человека к условиям жизни. Если человек приспособился, выжил и продолжает жить – он воспитан. Этого воспитания хватит ему до конца жизни. Другой вопрос – какой будет эта жизнь. Воспитание – это данный человеку путь совершенствования себя и своей жизни, это непременная часть его жизни и условие существования.

Педагогические толкования воспитания несколько сужают его общее философское толкование и подчеркивают в определении этого понятия только те обстоятельства, которые зависят от педагогики. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации; это достигается воспитанием. Русский корень "питать", от которого образовано слово "воспитание", прекрасно передает жизненную необходимость воспитания, а приставка "вос", означающая восхождение ("вверх", "в высоту"), указывает на превосходство воспитанного человека.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, несущая жизнь река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. Воспитание – двигатель общественного процесса.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспитания. Направленность, объем, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену характера воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который определяет его направленность, цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличивания одних над другими.