Основные категории и методы дошкольной педагогики как науки
В дошкольной педагогике как науке были выявлены объективные связи (закономерности и законы) между факторами и процессами, составляющими предмет изучения. Напомним, что в современной интерпретации предмет дошкольной педагогики – это компоненты педагогического процесса как процесса образования и воспитания: его цель и задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ и формы, методы и средства, их своеобразие. Теперь охарактеризуем взаимосвязи и закономерности, которые отражают специфику предмета дошкольной педагогики как пауки и своеобразие ее методов.
Определимся с основными терминами.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация вмещает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные). Излишняя социализация, по мнению Л. Кольберга, ведет к потере уникальности, поэтому она неразрывно связана с индивидуализацией – приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения и самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе.
Развитие трактуется следующим образом:
1) закономерное качественное и количественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное;
2) процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания.
Воспитанию можно дать следующие определения:
1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому (в широком социальном смысле);
2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, образовательное учреждение, средства массовой информации, искусство и т.д.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни (в узком социальном смысле);
3) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств (в широком педагогическом смысле);
4) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (в узком педагогическом смысле).
Обучение определяется следующим образом:
1) в широком смысле – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними;
2) в узком смысле – создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих усвоение знаний и овладение способами действий ребенка, развитие способностей детей. "Обучать – это вдвойне учиться" (Ж. Жубер).
Образование – это:
1) ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;
2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;
3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и самостоятельного решения проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Первый уровень, первая ступень образования – это дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики. При этом выдающиеся педагоги прошлого выделяли идеальную и реальную цели воспитания (Я. Л. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, К. Н. Венцель, Н. К. Крупская и др.). В качестве идеальной цели воспитания сегодня в рамках гуманистически ориентированной педагогики обозначается разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Это определяет основную задачу дошкольной педагогики – разработка содержания и методов воспитания и образования детей дошкольного возраста, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие их природных сил и возможностей, духовности и человечности.
Определимся с ОГЛАВЛЕНИЕм дошкольного образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ образования – определяющая сторона образования, которая представляет единство и целостность всех его составляющих частей, свойств, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий. ОГЛАВЛЕНИЕ образования в конкретном образовательном учреждении определяется следующими программами:
– комплексными и парциальными программами воспитания и обучения детей в детском саду, рекомендованными к использованию Министерством образования и науки РФ;
– образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании").
В свою очередь, опосредованное ими ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания и обучения включает два компонента:
– ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательной и обучающей деятельности;
– ОГЛАВЛЕНИЕ воспитывающих и обучающих влияний образовательной деятельности в целом.
Каждому из них соответствует своя система принципов (от лат. principium – основа, первоначало).
Основные принципы воспитания можно систематизировать в три группы:
1. Содержательно-целевые или ценностно-содержательные – это группа принципов, которые определяют требования к целям и содержанию воспитания, общие подходы к воспитанию: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности, принцип направленности воспитания на развитие культуры, ценностей общества, норм поведения (принципы воспитания в процессе освоения культуры, единства воспитания и культуры); принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
2. Собственно педагогические или методические, технологические принципы – определяют требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического и воспитательного воздействия: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.
3. Социопсихологические принципы – это принципы, которые определяют некоторые социальные и психологические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований детского сада и семьи, семьи и общества.
Принципы обучения представляют собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
К основным принципам обучения относят сознательность, активность и самостоятельность в обучении, его наглядность, систематичность, последовательность и комплексность в обучении, обучение на высоком уровне трудности, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, групповой и индивидуальный подход в обучении.
В зависимости от содержания – от каждого направления развития личности – дифференцируются средства воспитания и обучения ребенка.
Средства воспитания классифицируются на следующие:
1) методы воспитания, которые выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации – необходимое подспорье для эффективного применения методов;
2) различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая);
3) педагогическая техника (речь, мимика, движения);
4) средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность воспитателей и воспитанников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы, в противном случае их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Так, отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, и обходиться тем, что имеется.
Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания обучаемых (обучающихся) детей.
Таким образом, средства воспитания и обучения не являются равнозначными понятиями. Это же относится к методам воспитания и обучения.
Методы воспитания – научно обоснованные способы достижения воспитательной цели; совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Методы воспитания делятся на следующие группы:
1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример и т.д.);
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации);
3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Последняя группа методов, в свою очередь, делится на методы, соответствующие индивидуальному, типологическому и топологическому подходу к формированию мотивации у дошкольников. Среди них рассматривают следующие методы:
– стимулирующие познавательный интерес;
– стимулирующие творческий характер деятельности;
– направленные на создание соревновательных ситуаций;
– учитывающие эмоциональное воздействие на ребенка (например предвосхищающая результат деятельности положительная оценка или сопереживающая критика);
– направленные на создание и развитие игровой ситуации на занятии.
Методы воспитания, которые используются в детском саду и семье, отличаются и но своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что "семья учит жизни делом, а не словом".
Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ образования.
Методы обучения характеризуются тремя признаками: каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Традиционно они делятся на словесные, наглядные, практические, игровые методы.
В классификации В. Оконь выделяются следующие методы:
• "подающие" методы (ориентированные на усвоение материала и описывающие ОГЛАВЛЕНИЕ материала, подлежащего усвоению);
• "проблемные" методы (ориентированные на исследовательскую позицию ребенка и объясняющие ОГЛАВЛЕНИЕ материала, подлежащего усвоению);
• "экспонирующие" методы (ориентированные на эмоциональные переживания ребенка и оценивающие ОГЛАВЛЕНИЕ материала, подлежащего усвоению);
• "практические" методы (ориентированные на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности).
Среди методов обучения в отдельную группу выделяются методы контроля за эффективностью обучения – группа методов обучения, которые устанавливают четкие, но достижимые стандарты поведения и деятельности детей. Могут быть прямыми и косвенными; осуществляться как самим педагогом, так и с помощью формирования коллективного мнения детей и родителей.
Необходимо отметить, что кроме методов воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, среди методов дошкольной педагогики как науки выделяются собственно исследовательские методы.
Методы педагогического исследования – система методов научно-педагогического исследования теоретического характера: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний; эмпирического характера: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение документации, передового опыта педагогов.
Рис. 4. Исследовательские методы дошкольной педагогики как науки
Классификация методов (по Б. А. Ананьеву) включает следующие методы:
1. Организационные:
– сравнительный (сравниваются параметры, результаты, выявляются закономерности);
– лонгэтюдный (многократное обследование по заданным параметрам с помощью одних и тех же методик одной и той же группы испытуемых на протяжении длительного времени);
– комплексный (разделение функций между исследователями в исследовательской группе).
2. Эмпирические:
– обсервационные: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа;
– экспериментальные: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент;
– праксиметрические и др.
3. Методы обработки данных:
– количественный (статистический анализ, метод математической статистики);
– качественный (описание типичных случаев и исключений).
4. Интерпретационные методы:
– генетический (в характеристиках развития);
– структурный (устанавливает "горизонтальные" связи).
Более подробно исследовательские методы дошкольной педагогики можно представить в виде схемы (рис. 4).
Благодаря исследовательским методам и средствам развития дошкольной педагогики как науки возможем прогноз ее развития и определение тенденций воспитания и обучения человека будущего.