Основные индикаторы развития мировой экономики в 1993—2012 годах
Для более наглядного представления о том, какие сдвиги происходили в мировой экономике в целом, а также в группах развитых, переходных и развивающихся стран, в краткой форме ознакомимся с соответствующим статистическим материалом и проведем его краткий анализ (по данным табл. 2.1—2.4).
Таблица 2.1. Совокупное мировое производство и мировой экспорт, 1993—2012 гг., рост в %[1]
Регион |
Средний рост в 1993-2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Прогноз на 2012 |
Мир |
3,3 |
3,6 |
4,9 |
4,6 |
5,2 |
5,4 |
2,9 |
-0,5 |
5,0 |
4,4 |
4,5 |
Развитые экономики |
2,8 |
1,9 |
3,1 |
2,7 |
3,0 |
2,7 |
0,2 |
-3,4 |
3,0 |
2,4 |
2,6 |
США |
3,4 |
2,5 |
3,6 |
3,1 |
2,7 |
1,9 |
0,0 |
-2,6 |
2,8 |
2,8 |
2,9 |
Еврозона[2] |
2,1 |
0,8 |
2,2 |
1,7 |
3,1 |
2,9 |
0,4 |
-4,1 |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
Япония |
од |
1,4 |
2,7 |
1,1 |
2,0 |
2,4 |
-1,2 |
-6,3 |
3,9 |
1,4 |
2,1 |
Другие развитые экономики[3] |
3,8 |
2,6 |
4,1 |
3,4 |
3,9 |
4,0 |
1Д |
-2,3 |
4,3 |
3,2 |
3,3 |
Развивающиеся и переходные экономики |
4,1 |
6,2 |
7,5 |
7,3 |
8,2 |
8,8 |
6,1 |
2,7 |
7,3 |
6,5 |
6,5 |
Региональные группы |
|||||||||||
Центральная и Восточная Европа |
3,3 |
4,8 |
7,3 |
5,9 |
6,4 |
5,5 |
3,2 |
-3,6 |
4,2 |
3,7 |
4,0 |
Содружество Независимых Государств[4] |
-1,2 |
7,7 |
8,1 |
6,7 |
8,9 |
9,0 |
5,3 |
-6,4 |
4,6 |
5,0 |
4,7 |
Развивающаяся Азия |
7Д |
8,1 |
8,6 |
9,5 |
10,4 |
11,4 |
7,7 |
7,2 |
9,5 |
8,4 |
8,4 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
2,7 |
2,1 |
6,0 |
4,7 |
5,6 |
5,7 |
4,3 |
-1,7 |
6,1 |
4,7 |
4,2 |
Средний Восток и Южная Африка |
3,3 |
7,3 |
6,0 |
5,4 |
5,8 |
6,2 |
5,1 |
1,8 |
3,8 |
4,1 |
4,2 |
Африка к югу от Сахары |
-3,7 |
4,9 |
7,1 |
6,2 |
6,4 |
7,2 |
5,6 |
2,8 |
5,0 |
5,5 |
5,9 |
Средний темп роста |
|||||||||||
Развитые экономики |
3,2 |
2,2 |
4,0 |
3,1 |
3,8 |
4,1 |
0,9 |
-3,5 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
Развивающиеся экономики |
3,8 |
4,7 |
5,4 |
5,4 |
5,6 |
6,3 |
5,1 |
1,8 |
4,3 |
4,6 |
4,7 |
Производство на душу населения |
|||||||||||
Развитые экономики |
2,1 |
1,2 |
2,4 |
2,0 |
2,3 |
2,0 |
-0,5 |
-4,0 |
2,4 |
1,7 |
2,0 |
Развивающиеся экономики |
2,8 |
5,0 |
6,4 |
6,1 |
7,1 |
7,6 |
4,9 |
1,6 |
6,3 |
5,5 |
5,5 |
Темпы мирового роста, основанные на валютном рынке |
2,7 |
2,7 |
3,9 |
3,5 |
4,0 |
3,9 |
1,6 |
-2,1 |
3,9 |
3,5 |
3,7 |
Стоимость мирового производства (млрд долл.) |
|||||||||||
В курсах валютного рынка |
30,111 |
37,416 |
42,119 |
45,562 |
49,349 |
55,702 |
61,268 |
57,92 |
62,909 |
68,652 |
72,486 |
По паритету покупательной способности |
37,22 |
48,797 |
52,655 |
56,729 |
61,583 |
66,715 |
70,038 |
70,124 |
74,265 |
78,291 |
82,913 |
Для справки |
|||||||||||
Мировой экспорт в млрд долл. |
|||||||||||
Товары и услуги |
6745 |
12 870 |
14 849 |
17 307 |
19 747 |
15 783 |
18 713 |
16 528 |
9323 |
21877 |
23 502 |
Товары |
5383 |
10 327 |
11 966 |
13 845 |
15 859 |
12 341 |
14 986 |
13 253 |
7442 |
17 711 |
19 015 |
Средняя цена нефти, рост в % |
2,7 |
41,3 |
20,5 |
10,7 |
36,4 |
-36,3 |
27,9 |
15,8 |
15,8 |
35,6 |
0,8 |
В долл. США за баррель |
1982 |
5335 |
6427 |
7113 |
9704 |
6178 |
7903 |
7084 |
2889 |
10 716 |
10 800 |
Стоимость за единицу экспорта продукции обрабатывающей промышленности |
-1,4 |
2,6 |
2,6 |
6,2 |
6,6 |
-6,3 |
3,0 |
4,0 |
13,5 |
5,5 |
U |
Источник: IMF. World economic Outlook. Washington. 2012. April. P. 181.
Данные табл . 2.1 показывают динамику реального ВВП за длительные временные периоды: 1993—2002 и 2003—2012 гг. Это дает возможность проследить, сопоставить темпы роста в разных группах стран: в развитых странах, развивающихся и переходных странах, континентально-региональных группах, а также в ассоциативных группах. Здесь же представлены данные по показателям стоимости объема всемирного ВВП, составившего в 2011 г. 72,5 трлн долл, по курсам валютного рынка и 83 трлн долл. по паритету покупательной способности. Общий объем мирового экспорта товаров и услуг составил в 2011 г. 17,7 трлн долл. (6,73 трлн в среднем за 1993—2002 гг.).
При этом наиболее высокие темпы роста и экспорта были характерны для группы развивающихся стран и стран с формирующимся рынком — их темпы роста значительно опережали соответствующие показатели группы развитых стран. Особенно выдающийся рост показали азиатские страны: темп их роста в 1993—2002 гг. в среднем составил 7,1%, а в период между 2003 и 2008 гг. ежегодно повышался — с 8,1 до 11,4%; в 2008— 2009 гг. несколько снизился, составив соответственно 7,7 и 7,2%, но уже в 2010 г. повысился до 9,5%. Таким образом, в этой группе государств в период глобального кризиса не было никакого крупного спада, лишь несколько снизился темп роста. В США темп роста в 2009 г. резко упал до -3,4%, а в 2009 г. — до -3%; в зоне евро в 2008 г. рост был на нулевом уровне, а в следующем 2009 г. он упал до -2,6%. В Японии спад в 2009 г. составил -4,1%; в странах СНГ в том же году спад составил -6,4% и т.д.
Таблица 2.2. Развитые страны: реальный рост ВВП в 2003—2012 гг., % (среднее процентное изменение)
Страны и группы стран |
2003- 2010[5] |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012[6] |
Развитые экономики |
1,3 |
1,9 |
3,0 |
2,4 |
2,9 |
2,6 |
-0,1 |
-4,0 |
2,7 |
1,3 |
1,3 |
США |
1,4 |
2,6 |
3,5 |
3,1 |
2,7 |
1,9 |
-0,4 |
-3,5 |
3,1 |
1,7 |
1,5 |
Канада |
1,7 |
1,9 |
3,1 |
3,0 |
2,8 |
2,2 |
0,7 |
-2,8 |
1,2 |
2,1 |
1,7 |
Япония |
0,7 |
1,4 |
2,7 |
1,9 |
2,0 |
2,4 |
-1,2 |
6,3 |
9,2 |
-0,5 |
2,0 |
Австралия |
2,8 |
4,2 |
3,0 |
3,1 |
3,6 |
3,8 |
1—4 |
2,3 |
2,5 |
0,5 |
2,8 |
Новая Зеландия |
2,0 |
3,9 |
3,6 |
3,2 |
2,2 |
2,9 |
-1,1 |
0,8 |
2,3 |
1,4 |
2,5 |
Европейский союз |
1,2 |
1,4 |
2,5 |
1,9 |
3,3 |
3,2 |
0,3 |
-4,3 |
2,0 |
1,6 |
0,7 |
ЕС-15 |
1,1 |
1,2 |
2,4 |
1,8 |
3,1 |
3,0 |
0,0 |
-4,3 |
1,9 |
1,5 |
0,5 |
Австрия |
1,7 |
0,9 |
2,6 |
2,4 |
3,7 |
3,7 |
1,4 |
-3,8 |
2,3 |
3,0 |
1,3 |
Бельгия |
1,6 |
0,8 |
3,3 |
1,7 |
2,7 |
2,9 |
1,0 |
-2,8 |
2,3 |
2,0 |
1,1 |
Дания |
0,7 |
0,4 |
2,3 |
2,4 |
3,4 |
1,6 |
-1,10 |
-5,2 |
1,7 |
0,8 |
0,2 |
Финляндия |
1,8 |
2,0 |
4,1 |
2,9 |
4,4 |
5,4 |
1,0 |
-8,2 |
3,6 |
3,8 |
2,6 |
Франция |
1,1 |
0,9 |
2,5 |
1,8 |
2,5 |
2,3 |
-0,1 |
-2,7 |
1,5 |
1,6 |
0,3 |
Германия |
1,2 |
-0,4 |
1,2 |
0,7 |
3,7 |
3,3 |
1,1 |
-5,1 |
3,7 |
2,9 |
1,1 |
Греция |
1,1 |
5,9 |
4,4 |
2,3 |
5,5 |
3,0 |
-0,2 |
-3,3 |
-3,5 |
-7,5 |
-5,7 |
Ирландия |
1,3 |
4,2 |
4,5 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
-3,0 |
-7,0 |
-0,4 |
1,5 |
0,0 |
Италия |
0,0 |
0,0 |
1,5 |
0,7 |
2,0 |
1,5 |
-1,3 |
-5,2 |
1,3 |
0,6 |
-0,3 |
Люксембург |
2,7 |
1,5 |
4,4 |
5,4 |
5,0 |
6,6 |
0,8 |
-5,3 |
2,7 |
3,4 |
1,0 |
Нидерланды |
1,6 |
0,3 |
2,2 |
2,0 |
3,4 |
3,9 |
1,8 |
-3,5 |
1,7 |
1,5 |
1,0 |
Португалия |
0,7 |
-0,9 |
1,6 |
0,8 |
1,4 |
2,4 |
0,0 |
-2,5 |
1,4 |
-1,7 |
-3,4 |
Испания |
1,6 |
3,1 |
3,3 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
0,9 |
-3,7 |
-0,1 |
0,7 |
0,3 |
Швеция |
2,1 |
2,3 |
4,2 |
3,2 |
4,1 |
-3,3 |
-0,6 |
-5,3 |
5,7 |
4,3 |
1,9 |
Соединенное Королевство |
1,0 |
3,5 |
3,0 |
2,1 |
2,6 |
3,5 |
-1,1 |
-4,4 |
1,8 |
0,9 |
1,1 |
Новые члены ЕС |
3,6 |
4,3 |
56 |
17,2 |
6,5 |
6,0 |
4,1 |
-3,7 |
2,3 |
2,9 |
2,6 |
Болгария |
3,7 |
5,5 |
6,7 |
6,4 |
6,5 |
6,4 |
6,2 |
-5,5 |
0,2 |
1,8 |
2,5 |
Кипр |
2,8 |
1,9 |
4,2 |
3,9 |
4,1 |
5,1 |
3,6 |
-1,9 |
1,1 |
0,5 |
0,5 |
Чешская республика |
3,5 |
3,8 |
4,7 |
6,8 |
7,1 |
5,7 |
3,1 |
-4,7 |
2,7 |
2,1 |
2,0 |
Эстония |
2,1 |
7,8 |
6,3 |
8,9 |
10,1 |
7,5 |
-3,7 |
-14,3 |
2,3 |
6,4 |
2,5 |
Венгрия |
1,1 |
3,9 |
4,8 |
4,0 |
3,9 |
ОД |
0,9 |
-6,8 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
Латвия |
2,1 |
7,6 |
8,9 |
10,1 |
11,2 |
9,6 |
-3,3 |
-17,7 |
-0,3 |
3,9 |
2,6 |
Литва |
2,9 |
10,3 |
7,4 |
7,8 |
7,8 |
9,8 |
2,9 |
-14,8 |
1,4 |
5,6 |
2,7 |
Мальта |
2,0 |
од |
-0,5 |
3,7 |
2,2 |
4,3 |
4,4 |
-2,7 |
2,7 |
2,2 |
1,3 |
Польша |
4,6 |
3,9 |
5,3 |
3,6 |
6,2 |
6,8 |
5,1 |
1,6 |
3,9 |
4,0 |
3,6 |
Румыния |
3,5 |
5,2 |
8,5 |
4,2 |
7,9 |
6,3 |
7,3 |
-6,6 |
-1,9 |
1,5 |
2,1 |
Словакия |
5,0 |
4,8 |
5,1 |
6,7 |
8,3 |
10,5 |
5,9 |
-4,9 |
4,2 |
3,0 |
2,1 |
Словения |
2,5 |
2,9 |
4,4 |
4,0 |
5,8 |
6,9 |
3,6 |
-8,0 |
1,4 |
2,0 |
2,0 |
Остальная Европа |
1,9 |
0,4 |
3,2 |
2,7 |
3,1 |
3,4 |
1,3 |
-1,9 |
1,5 |
1,0 |
1,1 |
Исландия |
2,2 |
2,4 |
7,8 |
7,2 |
4,7 |
6,1 |
1,3 |
-6,7 |
-4,0 |
1,2 |
1,1 |
Норвегия |
1,5 |
1,0 |
,35 |
27,1 |
2,3 |
3,1 |
0,3 |
-1,7 |
0,3 |
1,6 |
2,9 |
Швейцария |
2,2 |
-0,2 |
2,5 |
2,6 |
3,6 |
3,6 |
2,1 |
-1,9 |
2,7 |
0,5 |
-0,3 |
Меморандум |
|||||||||||
Северная Америка |
1,5 |
2,5 |
3,5 |
3,1 |
2,7 |
1,9 |
-0,3 |
-3,4 |
3,0 |
1,7 |
1,5 |
Западная Европа |
1,3 |
1,4 |
2,6 |
2,0 |
3,3 |
3,2 |
0,3 |
-4,2 |
1,9 |
1,6 |
0,7 |
Азия и Океания |
1,1 |
1,8 |
2,8 |
2,1 |
2,2 |
2,6 |
-0,8 |
-4,9 |
3,7 |
-0,3 |
2,1 |
Основные развитые экономики |
1,2 |
1,8 |
2,9 |
2,3 |
2,6 |
2,3 |
-0,4 |
-4,2 |
2,9 |
1,3 |
1,3 |
Еврозона |
1,1 |
0,8 |
2,2 |
1,7 |
3,2 |
3,0 |
0,4 |
-4,3 |
1,9 |
1,5 |
0,4 |
Источник: IMF.World Economic Situation and Prospects.
Примечание: группы стран рассчитываются как средневзвешенные темпы роста ВВП отдельных стран, где база — ВВП в ценах и обменных курсах 2005 г.
Данные табл. 2.2 показывают, во-первых, низкие темпы экономического роста во всей зоне развитых стран: 1,3% — в 2003—2010 гг.; спад в 2009 г. был максимальным, составив 4%. Во-вторых, посткризисное оживление оказалось вялым и неустойчивым — оптимистические ожидания от неплохого показателя 2010 г. — рост ВВП на 2,7% обрушились "великой рецессией" 2011—2012 гг., когда рост по итогам 2011 и 2012 гг. составил всего 1,3%. При этом состояние неуверенности характерно для США, ЕС, Японии и других стран ОЭСР в одинаковой мере. В-третьих, положительные показатели роста, которые в целом были свойственны странам ЕС, за 2010—2011 гг., скрыли обрушение сектора государственных (и банковских) долговых обязательств и наступления нового этапа рецессии в их экономиках. В-четвертых, США удалось "уйти" (временно) от последствий долговой задолженности в 2011 и 2012 гг. Серьезные риски в этой части характерны и для Японии, хотя она показала позитивные результаты роста в 3,9% в 2011 г. с последующим спадом, начавшимся в 2012 г.; по итогам 2012 г. рост в этой стране составил менее 2%.
Особенную тревогу вызывает финансово-экономическая ситуация в группе стран еврозоны, в которых долговой кризис перерос в финансовый (связанный с государственным долгом и кризисом банковской системы). В зоне сильнейшего риска находится Греция, а также Испания, Португалия и даже Италия. Крупное сокращение государственных расходов ведет к стагнации производства и "затуханию" деловой активности при росте безработицы: 23% — в Греции, 25% — в Испании, 18% — в Португалии, 14% — в Италии, 17% — в Ирландии и т.д. Не лучше обстоят дела во многих новых странах — членах ЕС: Венгрии, Румынии, Болгарии, Литве и Латвии — во всех этих странах высока безработица, возрастает социальная напряженность.
Целая вереница неблагоприятных потрясений в 2011—2012 гг. вызвала ослабление экономического роста и повышение неравномерности мировой экономической активности. Разрушительное землетрясение и цунами в Японии подорвали мировую обрабатывающую промышленность, так называемая "арабская весна" вызвала повышение цен на нефть; напряженность на финансовых и суверенных долговых рынках в зоне евро усилилась; экономический рост США резко замедлился, а противостояние, связанное с повышением максимального размера государственного долга США, ослабило доверие к политическому курсу. На этом фоне прогнозы мирового роста, в особенности для стран с развитой экономикой, были пересмотрены в сторону понижения на 2012—2013 гг.
Однако между фазами циклического роста разных стран сохраняются значительные различия: разрывы между фактическим и потенциальным объемами производства в ряде стран (например, в Польше и Турции) ликвидированы или стали положительными, тогда как во многих других странах экономическая активность еще не вернулась к докризисным уровням (средиземноморские страны зоны евро).
Учитывая постоянную напряженность на суверенных долговых рынках зоны евро и слабость мировой экономики, риски ухудшения ситуации остаются высокими.
В условиях затухающих темпов роста и усиления финансовой напряженности ясно, что надо корректировать экономическую политику. В то же время прекращение денежно-кредитной поддержки или ее ужесточение в странах, находящихся на более поздних фазах цикла, представляется нецелесообразным в тех случаях, когда существуют риски ухудшения проблемы безработицы, — этот фактор обходится намного дороже получаемой экономии государственного бюджета. К тому же это не решает проблемы суверенного долга, не оставляя иной возможности, кроме ужесточения бюджетной политики, что способствует замедлению экономического роста.
Чтобы обеспечить успешное урегулирование кризиса в зоне евро, необходимо выйти за рамки существующего узкого подхода, направленного исключительно на секвестирование государственных расходов. Крайне важно закрепить рыночные ожидания и развеять существующую неопределенность. В целом необходимо решительно укрепить не только систему управления налогово-бюджетной сферой и экономикой валютного союза, но и предпринять меры по более основательному государственному воздействию, включая стимулирование инноваций и прямое участие государства в экономическом развитии. Далее, наряду с укреплением национальных бюджетных правил, страны еврозоны должны частично уступить контроль над состоянием государственных финансов центральному органу зоны евро, в том числе создать единое министерство финансов с широкими полномочиями. По всей видимости, потребуется более общий подход и поддержка финансовой системы зоны евро, для этого придется выйти за пределы догматических рамок финансово-экономической политики в духе монетарно-рыночных представлений.