Основные характеристики транспортных систем
Для решения задач анализа, оценки, сравнения, прогнозирования и планирования в транспортных системах используются разнообразные показатели, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
— показатели мощности оснащения;
— показатели транспортной работы;
— технико-эксплуатационные показатели;
— экономические показатели;
- показатели, характеризующие качество предоставляемых транспортных услуг (описаны в параграфе 6.6).
Показатели мощности оснащения характеризуют состав транспортной системы и ее потенциальные возможности. Применительно к национальным и региональным транспортным системам их именуют иногда показателями транспортной обеспеченности территорий. К ним относятся:
1) протяженность путей сообщения. Физический смысл данного показателя очевиден, вместе с тем в каждом конкретном случае необходимо уточнение типа транспортных коммуникаций, о которых идет речь.
Так, при характеристике протяженности автомобильных дорог может указываться суммарная длина автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог с твердым покрытием или автомобильных дорог, находящихся под контролем центральных органов управления транспортом. Для железных дорог может указываться как "топографическая" длина железнодорожных линий, так и развернутая длина — суммарная протяженность всех главных путей (один километр двухпутной железнодорожной линии соответствует двум километрам развернутой длины). При характеристике внутреннего водного транспорта может учитываться общая длина судоходных путей, длина судоходных путей с гарантированными глубинами и т.д.
Показатели протяженности путей сообщения обычно применяются для характеристики внутреннего транспорта (табл. 2.1).
На воздушном транспорте используют показатель суммарной длины регулярных авиалиний.
Для характеристики транспортной обеспеченности территорий используют показатели густоты транспортных сетей, которые рассчитываются делением протяженности транспортных сетей региона на его площадь или население;
Таблица 2.1. Протяженность транспортных коммуникаций в некоторых регионах мира, тыс. км
Транспортные коммуникации |
EU-27 |
США |
Китай |
Россия |
Автомобильные дороги с твердым покрытием |
5000 |
1400 |
3056 |
776 |
Железные дороги общего пользования |
212,7 |
202,4 |
85,5 |
86,0 |
Внутренние водные пути |
41,0 |
40,7 |
123,7 |
102,0 |
2) количество терминалов в системе. Данный показатель может оцениваться в абсолютном выражении либо в расчете на единицу площади территории, на единицу протяженности транспортной сети и т.д.;
3) пропускная способность — это максимальное количество транспортных средств, которые могут пройти за определенное время через участок автомобильной дороги, железной дороги, судоходного канала и т.д. Проектная (расчетная) и фактическая пропускная способность инфраструктуры не всегда совпадают. Во многих случаях в силу ухудшения технического состояния участка пути приходится ограничивать скорость движения, уменьшать время использования данного участка, создавая "окна" для ремонтных работ, либо закрывать движение по одному из путей (в случае многопутной железной дороги) или одной из полос (в случае автомобильной дороги). Все эти меры ведут к снижению пропускной способности;
4) провозная способность — это максимальное количество груза, которое может быть перевезено за определенное время по участку железной или автомобильной дороги, водному пути. Провозная способность зависит от пропускной способности. Вместе с тем, когда резервы пропускной способности исчерпаны, провозная способность может быть при необходимости повышена за счет увеличения в допустимых пределах грузоподъемности применяемых транспортных средств.
Понятия пропускной и провозной способности применяются для характеристики не только путей сообщения, но также транспортных узлов или терминалов. В этом случае пропускная способность определяется максимальным количеством транспортных средств, которое может быть обработано на данном объекте за единицу времени, а перерабатывающая способность объекта — количеством проходящих через пего грузов;
5) численность транспортных средств. На разных видах транспорта для обозначения совокупности используемых транспортных средств используются различные термины: парк — на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте, флот — на морском и внутреннем водном транспорте. Соответственно при оценке численности говорят о структуре парка или флота.
В процессе эксплуатации могут приобретаться новые транспортные средства, а старые — продаваться или списываться. Число используемых транспортных средств не является, таким образом, постоянной величиной. Поэтому для характеристики численности парка или флота указывают либо его величину на определенный момент (обычно — на конец года), либо так называемую среднесписочную численность, которая может быть упрощенно рассчитана как полусумма показателей численности на начало и на конец расчетного периода. Наряду с численностью, для характеристики общей мощности парка или флота транспортных средств используют показатели его суммарной или средней грузоподъемности;
6) структурные характеристики оснащения. Иногда какого-либо одного показателя оказывается недостаточно для характеристики транспортной сети или парка транспортных средств. В этих случаях используют структурные характеристики, основанные на том или ином признаке. Применительно к парку или флоту транспортных средств такими признаками чаще всего являются тип транспортных средств, срок службы, грузоподъемность (рис. 2.3). Структура терминалов может быть охарактеризована их мощностью, специализацией и т.д.
Показатели транспортной работы характеризуют объем планируемых или фактически выполненных транспортной системой перевозок. К ним относятся объем перевозок и грузооборот:
1) объем перевозок характеризует количество перевезенного груза. Для отдельно взятой перевозки он равен количеству груза, погруженного на транспортное средство. Для транспортной системы в целом объем перевозок определяется суммированием объемов отдельных перевозок. Объем перевозок измеряется в тоннах или в других характерных для конкретной транспортной системы единицах (контейнерах, пакетах, отправках и т.д.).
Рис. 2.3. Структура парка грузовых автомобилей в Российской Федерации по типам кузова, % к общему числу автомобилей
Объем перевозок не зависит от расстояния и поэтому характеризует функционирование транспортной системы не в полной мере. Кроме того, если сложить показатели выполненного объема при последовательных перевозках одного и того же груза, выполняемых, например, тремя различными транспортными операторами, то полученная сумма окажется втрое больше истинного объема, отправленного из начального пункта в конечный. Поэтому для анализа функционирования транспортных систем чаще используется показатель грузооборота;
2) грузооборот отдельно взятой перевозки определяется как произведение объема перевозки на расстояние перевозки, а для транспортной системы — суммированием грузооборота по всем выполненным перевозкам. Обычным измерителем грузооборота являются тонно-километры, однако, как и объем, грузооборот может измеряться в единицах, более удобных для конкретного случая, например в тонно-милях, контейнеро-километрах и т.п.
Суммирование грузооборота, выполняемого различными операторами, в отличие от объема перевозок, корректно. Кроме того, динамика грузооборота транспортной системы приближенно отражает динамику ее доходов, издержек, потребления топливно-энергетических ресурсов. Поэтому именно грузооборот чаще всего используется для сравнения различных транспортных систем, для оценки распределения перевозок между операторами или видами транспорта, для анализа динамики рынков транспортных услуг и решения других подобных задач.
Близким по смыслу к грузообороту является показатель транспортного оборота, который характеризует работу по продвижению в транспортной системе не грузов, а транспортных средств. Например, прохождение грузовым поездом 100 км эквивалентно 100 поездо-километрам.
Среднее расстояние перевозки одной тонны груза — величина, которая связывает между собой показатели грузооборота и объема перевозок:
где Ь — среднее расстояние перевозки; Р — грузооборот; О, объем перевозок.
Величина Ь, которую иногда также называют средней дальностью или плечом перевозки, является наиболее значимым из всех факторов, влияющих на технико-эксплуатационные и экономические показатели транспортной системы.
Показатели объема и грузооборота применяются не только к перевозкам, но и к переработке грузов в транспортных узлах, на терминалах и т.д. В этом случае они являются синонимами (т.е. термины "грузооборот порта" и "объем переработки в порту" означают одну и ту же величину) и определяются суммарным количеством груза, принятого и отправленного за определенный период времени.
Технико-эксплуатационные показатели характеризуют отдельные аспекты эффективности использования путей сообщения и транспортных средств. Показатели этой группы весьма многочисленны, поскольку учитывают специфику транспортных средств, оборудования и технологий. Названия, форма построения и порядок расчета аналогичных по смыслу показателей могут существенно различаться на разных видах транспорта (врезка 2.2).
Технико-эксплуатационные показатели применяются, в основном, для анализа эффективности организации перевозочного процесса и характеризуют:
— интенсивность использования инфраструктуры. Для оценки загруженности путей сообщения применяются такие показатели, как объем перевозок или грузооборот в расчете на один километр транспортной сети. Применительно к терминальным объектам рассчитываются показатели производительности в тоннах или контейнерах на один квадратный метр площади объекта, на один погонный метр причала (для портовых терминалов), на единицу подъемно-транспортного оборудования и т.п.;
— общий и груженый пробег транспортных средств. Обычно при характеристике транспортной системы рассчитываются средний суммарный годовой пробег транспортного средства и средний пробег с грузом. Распространенным относительным показателем является отношение груженого пробега к общему пробегу;
— средняя загрузка транспортных средств за определенный период. Примером такого показателя является отношение средней фактической загрузки в рейсе к средней грузоподъемности (коэффициент использования грузоподъемности);
— скорость движения. При всей очевидности показатели скорости движения отличаются наибольшим разнообразием с точки зрения их применения и порядка расчета даже в пределах одного вида транспорта. Наиболее распространенными являются показатели технической скорости (определяется исходя из пройденного расстояния и времени движения) и эксплуатационной скорости (которая учитывает, помимо времени движения, также и время остановок на маршруте).
С точки зрения транспортного обеспечения логистики важным показателем является скорость продвижения грузов по транспортной сети или скорость сообщения, которая определяется расстоянием перевозки и интервалом времени между моментом приема груза к перевозке и моментом готовности к выдаче получателю. Скорость сообщения может существенно отличаться от скорости движения транспортных средств. Так, если техническая скорость движения грузовых поездов составляет 50—60 км/ч, то скорость грузового сообщения колеблется в пределах от 10 км/ч для мелкопартионных грузов до 25 км/ч для маршрутных грузовых перевозок;
— количество рейсов, выполненное за определенный период (или аналогичный по смыслу показатель — время оборота транспортного средства, т.е. интервал времени между двумя последовательными погрузками). В неизменных эксплуатационных условиях и обслуживании стабильных грузопотоков значение этого показателя характеризует эффективность организации перевозок. Если большой по численности парк или флот работает в изменчивых условиях, то динамика времени оборота обычно указывает на изменение условий эксплуатации, в первую очередь — на изменение средней дальности перевозок;
— количество груза, перевезенное транспортным средством за определенный период. Этот показатель иногда называется выработкой. Он может определяться также в расчете на одну тонну грузоподъемности парка транспортных средств.
Врезка 2.2. Особенности расчета технико-эксплуатационных показателей на различных видах транспорта
Принципиальный подход к группировке технико-эксплуатационных показателей и их использованию един для различных видов транспорта. Вместе с тем методика их определения и применения основана на отраслевой специфике, поэтому упрощенные аналогии недопустимы. 11еобходимо точное знание порядка расчета и использования соответствующих показателей.
Рассмотрим в качестве примера характеристики использования грузоподъемности, которые применяются для оценки эффективности использования транспортных средств. Общий подход к расчету этих показателей заключается в расчете отношения фактически выполненного одним транспортным средством или парком объема перевозок к потенциально возможному объему (так называемый статический показатель) или фактически выполненного грузооборота к потенциально возможному грузообороту (так называемый динамический показатель). В общем случае статические и динамические показатели не совпадают между собой. Пели более загруженные транспортные средства работают на относительно больших расстояниях, то динамический показатель будет больше статического, и наоборот.
В таблице показано, как соответствующие показатели определяются на различных видах внутреннего транспорта в Российской Федерации. При едином смысловом подходе существуют не только терминологические, но и методические различия. Так, на железнодорожном транспорте показатели нагрузки вагона рассчитываются обычно для парка вагонов, а не для отдельного вагона, и не учитывают средней грузоподъемности, поскольку эта величина для вагонов одного типа варьирует слабо и сохраняется стабильной в течение многих лет.
Показатели |
Порядок определения |
Железнодорожный транспорт |
|
Статическая нагрузка грузового вагона |
Отношение количества погруженных тонн к количеству загруженных вагонов |
Динамическая нагрузка грузового вагона |
Отношение грузооборота к пробегу груженых вагонов |
Автомобильный транспорт |
|
Коэффициент использования грузоподъемности статический |
Для отдельной ездки: отношение фактической загрузки автомобиля к его грузоподъемности; для парка: отношение объема перевозок к произведению числа ездок и средней грузоподъемности |
Коэффициент использования грузоподъемности динамический |
Для отдельной ездки: совпадает со статическим; для парка: отношение выполненного грузооборота к произведению числа ездок, средней грузоподъемности и средней длины груженой части ездки |
Внутренний водный транспорт |
|
Нагрузка но отправлению |
Количество тонн груза, которое приходится на тонну регистровой грузоподъемности одного судна или группы судов в момент их отправления из начального пункта |
Нагрузка по пробегу |
Количество тонн груза, которое приходится на одну тонну грузоподъемности одного судна или группы судов с учетом изменений, происходящих в пути следования (разгрузка, догрузка и т.д.) |
Коэффициент использования грузоподъемности |
Количество тонн груза, которое приходится на одну тонну грузоподъемности судна или группы судов, если учитывается движение судов не только с грузом, но и без груза |
Экономические показатели более подробно рассмотрены в гл. 3. Основными показателями, которые характеризуют экономические аспекты работы транспортной системы, являются:
- себестоимость перевозок — затраты транспортного оператора на единицу выполненной транспортной работы;
— средняя доходная ставка — доходы транспортного оператора на единицу транспортной работы;
Сопоставление себестоимости и средней доходной ставки позволяет судить о рентабельности данной транспортной системы.