Основные характеристики гипертекста
После изобретения компьютеров и, особенно, после появления и распространения Интернета принципы гипертекста начали находить свое применение в самых разных областях информатики. Прежде всего, возникла целая индустрия перевода традиционных текстов в гипертекстовую форму. Пример перевода линейного текста, содержащего ссылки на другие связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм этого текста информационные, материалы в традиционной форме, в гипертекстовую базу данных представлен на рис. 5.2[1].
Рис. 5.2. Схема процедур представления содержания традиционного текста в виде гипертекстовой базы данных
К базовым характеристикам компьютерных гипертекстовых информационных систем, в том числе представленных в Интернете, относятся:
1) наличие пользовательского интерфейса (в большинстве случаев графического)[2], который через интернет-браузеры или другие специальные программные средства представляет пользователю возможность эффективной навигации в гипертекстовом пространстве (выбор пути просматривания информационных узлов гипертекстового пространства);
2) наличие особых программных средств конструирования гипертекстовых структур (программ – конструкторов гипертекстов), которые позволяют создавать мультимедийные информационные узлы и управлять их положением в общей структуре гиперпространства через установление гипертекстовых связей между ними;
3) наличие специальных механизмов поддержки навигации и поиска информации в гиперпространстве по разным параметрам (ключевым словам, авторству, дате создания, типу файла и т.д.). В последнее время активизировались работы по созданию систем структурно организованного поиска наряду с возможностью поиска по содержимому информационного узла, что позволяет находить и вычленять часть гипертекстового пространства в соответствии с характеристиками настраиваемого пользователем поискового фильтра[3];
4) наличие специальных программных средств индексирования информационного содержания гипертекстовых узлов и описания типов связывающих их гиперссылок для формирования специализированных гипермедийных поисковых интернет-серверов;
5) наличие системы хранения гипертекстовой информации, которая может быть реализована как в виде файловой системы, так и в виде системы управления базой знаний, или реляционной базой данных[4], либо объектно ориентированной базой данных[5].
Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
Общепризнанно, что гипертекст и гипермедиа предоставляют собой новый, более совершенный способ управления сложными составными информационными объектами, который позволяет повысить эффективность работы с информацией любого рода в самых разных сферах ее функционирования. Остановимся кратко на наиболее значимых направлениях применения гипертекстовых технологий в современной информатике.
1. Энциклопедии, словари, учебные материалы, справочники и онлайновые руководства. Исследование эффективности использования гипертекстовых словарей (в частности, одного из самых известных англоязычных словарей Oxford English Dictionary (OED)) показало, что они не только позволяют быстро и легко находить искомые толкования слов, но являются средством оптимизации и рационализации общего представления о мире и его объектах, которое входит в структуру "наивного", естественного знания человека. Иными словами, работа с гипертекстовым толковым словарем становится составной частью всякой другой деятельности, связанной с переработкой информации. Этот эффект тем больше выражен, чем эффективнее устроены средства организации интеллектуального информационного поиска и средства обработки сложных информационных запросов, которые способствуют адресному сбору информации. Не последнюю роль играет здесь и факт принципиальной мультимедийности гипертекстовых систем. Наиболее широкое применение эти их свойства нашли в настоящее время в области медицинской диагностики и при создании медицинских справочников и учебников, а также в инженерном образовании и других областях знания, связанных с изучением сложных многофункциональных и многокомпонентных информационных систем.
Из медицинской области гипертекстовый принцип организации информационной поддержки распространился на создание справочной документации практически во всех сферах деятельности, так как только он дает возможность быстрого целенаправленного поиска и доставки пользователю только релевантной для него в данный момент времени и в любой конкретной ситуации информации. Постепенно онлайновая документация обросла средствами контекстной помощи, учебными руководствами и тестирующими материалами, которые, будучи замкнутыми в едином гипертекстовом пространстве, способны сформировать обучающую среду в той или иной области. Гипермедийность такой среды позволяет также сделать ее максимально адаптивной не только иод текущие контекстно- обусловленные требования и запросы пользователя, но и под разные типы обучения (очное, дистанционное или смешанное), различные когнитивные стратегии усвоения учебного материала (для учащихся визуалов или аудиалов и т.д.). При этом достигаются не только быстрота и удобство работы с материалом, но и существенная экономия средств, так как один и тот же фактический материал не требует многократного повтора при включении его в учебники, предназначенные для разного уровня и разного состава учебной аудитории.
2. Обучающие системы, виртуальный музей, интерактивные справочные системы. С появлением гипертекста обучающие системы получили шанс наконец реализовать идею обучения через самостоятельное или направляемое учителем полноценное исследование изучаемого объекта. В частности, один из первых проектов в этой области – проект "Шекспир" – использовал гипертекстовую технологию и мультимедийные средства, для того чтобы предоставить возможность изучить не только собственно биографию и произведения Шекспира или историю театра в Англии, но и психологические аспекты восприятия художественного текста, социологические вопросы в исторической перспективе и в современности и другие проблемы. Для этого в единый гипертекстовый комплекс были собраны все известные материалы из разных связанных с указанным направлением исследований наук, которые в ином случае были бы недоступны во всей своей полноте[6]. Первые опыты такого рода заложили основы для целого направления в области объектно ориентированного обучения, которое достаточно успешно развивается в настоящее время в рамках теории учебных объектов (англ. LO – Learning Objects)[7].
Первые опыты в гуманитарных науках оказались настолько успешными, что были сразу же подхвачены и другими научными областями (биология, физика, химия), которые внесли свои усовершенствования в развиваемый метод и дополнили программные конструкторы учебных гипертекстовых средств новыми возможностями. В частности, в интерактивных курсах английского языка и молекулярной биологии, которые были написаны в гипертекстовой среде "Интермедиа" (Intermedia)[8], предоставлялась возможность контроля самостоятельной работы учащегося не только со стороны преподавателя, но и со стороны других учащихся, которые отсылали друг другу по электронной почте письменные работы для реферирования и оценки.
Все эти эксперименты положили начало целому направлению в современной компьютерной дидактике – обучению в ходе совместной деятельности учащихся (англ. collaborative learning), которое наиболее плодотворно развивается в области организации и ведения проектов дистанционного образования и уже нашло свое практическое применение в инновационных курсах массового открытого бесплатного дистанционного образования – так называемые массовые открытые онлайн курсы (англ. MOOCs – Massive Open On-line Courses), на которых могут одновременно обучаться несколько сотен тысяч учащихся во всем мире.
Другая интенсивно развивающаяся сфера применения гипертекстовых технологий связана с созданием виртуальных интернет- и интранет- музеев. Практически все крупные музеи мира имеют сейчас соответствующие гипертекстовые компьютерные аналоги. Исследователи отмечают, что они способствуют большей индивидуализации и вовлеченности пользователя в представленные экспозиции. В этой области в последнее время также появились инновационные средства преобразования виртуальной музейной среды – так называемая расширенная, или дополненная, реальность[9] (англ. AR – Augmented Reality), которая позволяет объединить реальную окружающую пользователя среду и виртуальные информационные ресурсы, которые хранятся в глобальной (или локальной) сетевой базе данных.
Справочно-поисковые гипертекстовые системы стали сейчас в Интернете доминирующими серверами в области туризма и путешествий. Они дают возможность не только ориентироваться в той или иной местности, выбрать для осмотра и "посетить" те или иные достопримечательности, но и подобрать и заказать гостиницу, транспорт и пр. При этом вся подобная информация связана друг с другом и формирует тематические последовательности – маршруты путешествия в виртуальном городе или любом населенном пункте или на местности.
3. Гипертекст как модель мыслительных процессов человека. Сегодня стало очевидно, что именно гипертекстовая информационная модель, основанная на гипотезе о том, что переработка и генерация идей человеческим мозгом происходит не только логически, но и не в меньшем объеме ассоциативно, получила фактическое признание в качестве основного и достаточно эффективного способа представления и передачи знаний в Интернете. Более того, всякое компьютерное моделирование когнитивной деятельности человека сегодня строится с учетом апробированных в Интернете гипертекстовых принципов. В частности, считается, что, поскольку гипертекстовая структура представления информации максимально соответствует нелинейному, многомерному формату структурирования знания, которое использует человек в своей информационной практике, именно гипертекстовые принципы должны быть положены в основу компьютерных обучающих программ в системе современного, основанного на высоких технологиях, дистанционного обучения.
Когнитивная психология, изучающая процесс передачи знания, также подтверждает, что писать и читать линейно человек учится специально, тогда как в глубине его мышления лежит нелинейная гипертекстовая трансформация более сложных, многокомпонентных и многоуровневых представлений. В несколько упрощенном виде можно считать, что создатель некоторого информационного продукта, подлежащего передаче, идет от сети нелинейно структурированной информации к линейному ее представлению (тексту), а читатель осуществляет обратную трансформацию. Таким образом, положения когнитивной психологии самым тесным образом взаимодействуют с базовыми принципами теории компьютерного гипертекста.