Основные характеристики человеческого существования
Неповторимость – уникальность человека как живого существа.
Человек – особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического развития. Человек – биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, создавать символы, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.
Современная философия выделяет существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; он обладает разумом и представлениями о ценностях; он постоянно развивается; взаимоотношение между сознанием и бессознательным достигает в нем драматического напряжения; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством.
Что представляет собой "специфически человеческое"? К. Ясперс в работе "Общая психопатология" подчеркивал, что в соматическом смысле, т.е. с точки зрения анатомии и терапии, человек для врача не отличается от животного. В психопатологии же проблема "человеческого", можно сказать, присутствует всегда; ведь любая психическая болезнь вовлекает в процесс своего развития как дух, так и душу человека.
Немецкий психиатр считал: очень сомнительно, чтобы животные были подвержены душевным заболеваниям. Правда, у животных существуют такие явления, как лошадиный норов, панические реакции, гипноз у животных, не имеющий ничего общего с гипнозом у людей. У животных также могут развиваться "симптоматические психозы", вызванные органическими поражениями мозга. У них случаются чувствительные, двигательные нарушения (например, бег по кругу), а также изменения нрава – беспричинная агрессивность, апатия и т.п. Кошки, похоже, бывают охвачены какими-то видениями: они "вцепляются" в пустоту, после чего медленно отводят лапы назад.
По мнению К. Ясперса, "функциональные" психозы в собственном смысле слова у животных не описаны (наличие истерии у них далеко не доказано). Шизофрения и циркулярное расстройство встречаются у людей всех рас, но у животных их не бывает никогда. "В той мере в какой человек выявляет свою специфическую человеческую природу, он не может быть сопоставлен с животными".
Человек уникален. Он привнес в мир некий элемент, чуждый животному миру, но в чем заключается этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической точки зрения человек – один из видов животных; и тем не менее его тело уникально – причем благодаря не только способности к прямохождению и некоторым другим свойствам, но и особой конституции, отличающей человека от всех остальных животных и предоставляющей ему больше возможностей за счет менее развитой специализации.
Кроме того, человек отличается от животных способностью использовать тело в экспрессивных целях. Психологически он совершенно оторван от царства животных. Животные, в отличие от человека, не смеются и не плачут, а сообразительность обезьян – это не разум и не мышление в истинном смысле слова, а всего лишь высокоразвитое внимание, которое у человека служит лишь предварительным условием способности мыслить, но далеко не тождественно мышлению как таковому.
Способность к творчеству
Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого возникают новые материальные и духовные ценности. Это высшая форма активности и ключевая деятельность человека. В истории философии художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как "животное дыхание бессознательного" (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд), как продукт коллективного бессознательного (Юнг).
В философской интерпретации творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется неповторимостью, уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность есть создание (и соответственно рождение) того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе. Творчество – это результат созидательной деятельности.
Однако внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно (то единственное) колесо, которое, возможно, соорудил сам тот безымянный гений, проявивший себя и созидателем, и творцом. Изобретенное колесо надо было воспроизводить в массовом масштабе. И это тоже деятельность, но, строго говоря, ее уже нельзя назвать творчеством.
А вот еще пример, правда, несколько из другой области. Многие люди знали Анну Керн. Но А. С. Пушкин, увидев ее, написал потрясающие строки: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты..." Это целая эпоха великой русской поэзии. Литература подарила нам множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Байрона, Пушкина, Гете...
Философ Демокрит, может быть, первым в истории человечества задумался над вопросом: можно ли отыскать такой элемент Мироздания, который составляет основу всего? Он полагал, что можно, и назвал элемент атомом, т.е. "неделимым". Конечно, это впечатляющая иллюстрация творческого открытия. Мысль Демокрита оказала огромное воздействие на физику, химию, на весь процесс познания мира, потому что стремление людей отыскать первочастичку мира вызвала к жизни конкретные эксперименты. Кроме того, возникла определенная картина мира, которая впоследствии постоянно уточнялась.
Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету какой-нибудь марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли. В самом деле, над мертвой материей и следующей за ней жизнью возник еще один пласт – сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человечеством, как бы опоясали земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, т.е. сферой активной жизни, над ней... Вернадский назвал ее еще одной живой пленкой, "мыслящим пластом". Это сфера одухотворенной мысли, величественные манифестации человеческого ума. Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов.
Вообще разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Допустим, человек занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством. К примеру, князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского "Идиот" тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное, дело можно привнести выдумку, нестандартность, оригинальность.
Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный человек способен творить. В русской истории многие храмы строили крепостные. Но речь идет о раскрепощенности духа. Сами эти мастера ощущали нескованность своих дерзаний. Творчество рождается из свободы. Как и почему рождается небывалое? Трудно сказать. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна и неизъяснима. Много написано о знаменитой Болдинской осени, когда, укрывшись в Болдино, А. С. Пушкин ощутил небывалый подъем духа. Почти каждый день он создавал строки, которые вошли в сокровищницу мировой поэзии.
В творческом акте, по мысли Н. А. Бердяева, человек выходит из "мира сего" и как бы прорывается в мир иной. В акте творчества создается нечто непривычное, зовущее нас в неизведанные дали. Творчество не есть приспособление к миру, тому, что уже существует, оно есть выход за грани повседневности, за сложившееся. Поэтому творческая жизнь – жизнь вечная, а не тленная. Вспомним строки А. С. Пушкина:
Пет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
Творческий акт, подчеркивал Н. А. Бердяев, всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством1. Творчество не есть только борьба со злом и грехом. Оно создает новый мир, продолжает дело творения. "Было ли в мире творчество в религиозном смысле этого слова? Сам вопрос этот может показаться странным. Кто же сомневается в том, что было великое напряжение творчества в Греции или в эпоху Возрождения? На протяжении всей истории совершались творческие акты человеком, и в творческих ценностях видели цвет культуры. И все-таки можно сказать, что не было еще в мире религиозной эпохи творчества". По мнению Н. А. Бердяева, критико-гносеологическое обоснование творчества объясняет некоторые формы творчества и некоторые его стороны. Но творчество в целом, творчество в самых глубоких своих проявлениях остается неоправданным. Творчество во всех сферах культуры оказывается нормально и оправдано, когда оно классично, т.е. свободно от духа жизни.
Талант как социокультурный феномен
Талант – качество человека, которое характеризует его творческие способности в той или иной сфере. Известный английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822–1911) выделил следующие сущностные черты творческой личности:
– природная даровитость (такие качества ума и характера, которые дают человеку возможность и способность совершать действия, высоко ценимые обществом);
– энергия (волевые качества выше средней величины);
– способность к сосредоточенной напряженной работе.
Талант требует огранки, трудолюбия. Н. А. Бердяев писал: "Если бы я постоянно не реализовывал себя в писании, то у меня произошел бы разрыв кровеносных сосудов". Можно выделить три типа проявления творческой личности: гениальность, талантливость, одаренность. Талант, в отличие от гениальности, легко признается обществом и в этом смысле он каноничен и функционален. В русской философии на это обратил внимание Н. А. Бердяев. В таланте, писал он, есть приспособленность к требованиям дифференцированной культуры, чего нет в гениальности. "Гениальность с точки зрения культуры не канонична; талант – каноничен". В определенные эпохи человеческой истории для талантов складывались отличные условия – классическая Античность, высокое Возрождение, мусульманский Ренессанс на Западе, возрождение древнего стиля в средневековом Китае, Новое время в Европе, XVIII– XIX вв. в России.