Основные формы международных расчетов
Международные расчеты могут осуществляться в форме валютного клиринга или валютных расчетов.
Валютный клиринг – это расчет в форме обязательного взаимозачета международных требований и обязательств на основе межправительственных соглашений.
Валютные расчеты – система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам в иностранной валюте, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Все внешнеторговые сделки связаны с платежами, т.е. с переводом денег из одной страны в другую. Этим они отличаются от системы клиринговых расчетов, когда платежи между партнерами и банками производятся в одной стране, а окончательный расчет совершается между государственными банками таких стран. С 1992 г. Российская Федерация перешла от клиринговых расчетов к расчетам в свободно конвертируемой валюте.
Основными формами валютных расчетов во внешнеэкономической деятельности являются:
1) аккредитив;
2) инкассо;
3) банковский перевод (предоплата);
4) расчеты по открытому счету;
5) расчеты чеками;
6) расчеты кредитными карточками (физических лиц с юридическими).
Форма расчета российского предприятия с внешнеторговой фирмой или иностранным предприятием определяется внешнеторговым контрактом. Российскими экспортными и импортными организациями используются сложившиеся в мировой торговле основные формы расчетов. Это инкассо и аккредитив, авансы и открытый счет, которые фирмы развитых и развивающихся стран применяют при взаимных расчетах. Что касается техники перевода средств из страны в страну, то используются банковские, телеграфные и почтовые переводы, расчеты чеками и векселями.
Основное место во внешней торговле Российской Федерации занимают банковский перевод, инкассовая и аккредитивная формы расчетов, коммерческий кредит.
Проведением международных расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, а также других международных расчетов, развитием и совершенствованием валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений с зарубежными странами занимаются коммерческие банки. Российским коммерческим банкам для участия в международных расчетах необходимо иметь специальные лицензии Центрального банка РФ (лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте либо генеральную лицензию). Таким образом, порядок расчетов между юридическими лицами – резидентами и нерезидентами устанавливается ЦБ, если иное не предусмотрено в договорах с участием Российской Федерации. Принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 "О валютном регулировании и валютном контроле".
Банковский (денежный) перевод представляет собой поручение одного банка другому выплатить получателю перевода (бенефициару) определенную сумму. Такое поручение выставляется банком на основании получения инструкций от его клиента-перевододателя. Выплата бенефициару может быть произведена безусловно или против представления им определенного документа, например расписки. Алгоритм банковского перевода выглядит следующим образом.
1. Заключение между экспортером и импортером внешнеторгового контракта.
2. Направление экспортером товара и товарораспорядительных документов в адрес импортера.
3. Заявление импортера своему банку на перевод средств в оплату закупленного им у экспортера товара.
4. Перевод средств импортера из банка импортера в банк экспортера.
5. Зачисление выручки экспортеру за поставленный им импортеру товар.
В отдельных случаях внешнеторговый контракт может предусматривать предоставление импортером кредита экспортеру, т.е. оплату товара авансом. В этом случае импортер в соответствии со сроками, установленными контрактом (например, после сообщения экспортера о готовности товара к отгрузке), дает поручение своему банку осуществить перевод валюты в пользу экспортера, указав банк, через который необходимо это сделать. После получения перевода экспортер осуществляет отгрузку товара и направляет получателю комплект установленных коммерческих документов.
С технологической точки зрения наиболее распространенными среди российских банков формами передачи платежных инструкций иностранному банку-корреспонденту являются SWIFT, телексное сообщение, Micro Cash Register. SWIFT представляет собой акционерное общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций, которое было создано в 1973 г. в Брюсселе с представителями 240 банков из 15 стран с целью упрощения и унификации международных расчетов, ускорения передачи больших объемов информации при снижении вероятности возникновения ошибок. Активно действуя с конца 1977 г., SWIFT использует искусственные спутники Земли для связи с сетью банков в разных странах, в каждом из которых имеется собственное терминальное устройство, соединенное через концентратор данных посредством телефонных линий с ЭВМ. В настоящее время SWIFT охватывает более 8195 финансовых институтов (банки, брокерские и дилерские фирмы, страховые компании и др.) из 208 стран. Ежедневно по сети SWIFT проходят сообщения на сумму более 2 трлн долл. США, и объем передаваемых сообщений постоянно растет. Сеть обеспечивает доставку сообщения в любую точку земного шара за 5–20 мин при высокой степени конфиденциальности и надежности, поэтому ее преимущества как формы передачи информации очевидны.
Система Micro Cash Register используется при работе с каким-либо одним иностранным банком и его филиалами. Российские банки чаще всего использовали эту систему при расчетах через Bank of New York и Bankers Trust. Информация передается в иностранный банк по модемной связи. Каждому переводу присваивается номер, на который делается ссылка в выписках и запросах.
Преимущества банковского перевода как формы расчета по коммерческим операциям таковы:
• относительная простота – для осуществления и получения перевода не требуется оформления и предоставления в банки каких-либо коммерческих документов, кроме самого заявления перевододателя на перевод;
• невысокая стоимость – банки, как правило, не берут за осуществление перевода комиссионного вознаграждения, либо сумма такой комиссии невелика, а возникающие расходы, например телеграфные, либо удерживаются из суммы перевода, либо предъявляются импортеру-перевододателю;
• быстрота осуществления платежа – значительная часть банковских переводов, особенно на крупные суммы, осуществляется в настоящее время по телеграфу, телексу или через компьютерную систему SWIFT (всемирное общество международных финансовых телекоммуникаций).
Недостатки банковского перевода как формы расчета по коммерческим операциям:
• при расчетах но форме банковского перевода одна из сторон всегда несет на себе риск;
• при платежах переводом в окончательный расчет (после поставки товара) для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара;
• при авансовых платежах импортером существует риск непоставки товара после его предварительной оплаты.
В силу этого применение банковских переводов в расчетах по товарным остаткам ограничено. Обычно банковские переводы используются в сочетании с другими формами расчетов, когда, например, часть платежей осуществляется в форме перевода, а другая – в форме инкассо, или на нее выписывается комплект векселей.
Инкассо представляет собой обязательство банка по поручению экспортера получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить ее экспортеру. Инкассо (платеж против документов) можно определить как поручение экспортера своему банку получить от импортера непосредственно или через другой банк платеж против предоставления соответствующих документов.
Документы, с которыми производятся операции по инкассо, подразделяются на две группы – "финансовые документы" (переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки и другие подобные документы) и "коммерческие документы" (счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и другие, которые не являются финансовыми документами). В связи с этим определяются два основных вида инкассо – "чистое инкассо" (инкассо только финансовых документов) и "документарное инкассо" (инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, или же инкассо только коммерческих документов).
Применение инкассовой формы расчетов – одной из старейших форм банковских операций – регулируется "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой. Первые правила по инкассо были разработаны еще в 1936 г. В настоящее время действует редакция Правил 1995 г., публикация МТП № 522. Правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу, совершение платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа и др.
Схема расчетов по инкассо выглядит следующим образом.
1. Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
2. Поставка товара экспортером импортеру в соответствии с условиями внешнеторгового контракта.
3. Передача экспортером своему банку инкассового поручения и товарораспорядительных документов, связанных с поставкой товара импортеру.
4. Проверка банком экспортера полученных от экспортера документов и их пересылка банку импортера.
5. Передача банком импортера полученных документов импортеру на условиях "против платежа/против акцепта".
6. Платеж от импортера.
7. Перевод банком импортера банку экспортера выручки.
8. Зачисление банком экспортера выручки экспортеру за поставленный им товар импортеру.
В инкассовом поручении могут быть следующие инструкции относительно документов:
• выдать документы плательщику против платежа;
• выдать документы плательщику против акцепта (импортер получает документы после акцепта переводного векселя, т.е. после того как он принял на себя обязательство совершить платеж в установленный срок);
• выдать документы без оплаты (при предоставлении краткосрочного коммерческого кредита до 3 месяцев, который не обеспечивается векселем, под письменное обязательство плательщика осуществить платеж в определенный срок).
Преимущества инкассовой формы. Инкассовая форма расчетов выгодна импортерам, поскольку она подразумевает оплату действительно поставленного товара, а расходы по проведению инкассовой операции относительно невелики. Инкассовая форма расчета выгодна и экспортеру, гак как при этом гарантируется, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока тот его не оплатит. Расчеты в форме инкассо позволяют банкам осуществлять контроль за своевременностью получения платежа, однако банки не имеют реальных рычагов воздействия на импортера с целью ускорения оплаты (акцента) документов.
Основные недостатки инкассовой формы расчетов:
• длительность прохождения документов через банки и соответственно периода их оплаты;
• импортер может оказаться неплатежеспособным к моменту получения предоставленных документов, отказаться от их оплаты или же не иметь разрешения на перевод валюты за границу.
В этой связи в расчетах по инкассо могут использоваться различные способы ускорения и дополнительного обеспечения платежей.
Так, например, при расчетах за наличные применяются телеграфные инкассо. В соответствии с договоренностью между сторонами платеж производится импортером или банком импортера против телеграфного (телексного) извещения банка-ремитента о выставлении экспортером документов на инкассо. Документы могут быть направлены ремитентом инкассирующему банку одновременно с отсылкой телекса. В расчетах по коммерческому кредиту инкассо документов и векселей обычно сопровождается выставлением по поручению импортера банковской гарантии в пользу экспортера. Эта гарантия обеспечивает платеж в случае неоплаты импортером документов (векселей) в обусловленные сроки.
Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру (акцептовать его тратты) на сумму стоимости поставленных товаров против предъявления экспортером товарораспорядительных документов. Подобная форма расчета нередко называется документарным аккредитивом. Применение аккредитива в расчетах по внешнеторговым операциям регулируется "Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов", разработанными Международной торговой палатой. В настоящее время действуют Правила в редакции 1992 г., публикация МТП № 500. Аккредитив используется в случае, если покупатель и продавец товара удалены друг от друга или нуждаются в надежном посреднике для совершения сделки, поскольку имеют небольшой опыт сотрудничества.
Алгоритм использования аккредитива можно представить следующим образом.
1. Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
2. Сообщение экспортера о готовности товара к отгрузке в адрес импортера в соответствии с условиями внешнеторгового контракта.
3. Поручение импортера своему банку на открытие аккредитива.
4. Пересылка банком импортера в банк экспортера открытого аккредитива в пользу экспортера.
5. Сообщение банка экспортера экспортеру об условиях открытого в его адрес аккредитива.
6. Поставка экспортером товара импортеру и оформление товарораспорядительных документов, связанных с этой поставкой.
7. Передача экспортером своему банку товарораспорядительных документов.
8. Пересылка банком экспортера полученных им от экспортера товарораспорядительных документов в адрес банка импортера.
9. Передача банком импортера товарораспорядительных документов импортеру для получения закупленного им у экспортера товара.
10. Пересылка суммы аккредитива в банк экспортера.
11. Зачисление на счет экспортера причитающихся ему денежных средств за поставленный товар импортеру.
В зависимости от условий различают следующие виды аккредитивов: отзывные и безотзывные; подтвержденные и неподтвержденные; переводные (трансферабельные); револьверные (возобновляемые); покрытые и непокрытые; делимые и неделимые.
Безотзывный аккредитив (revocable letter of credit) – это такой аккредитив, который не может быть аннулирован в период его действия без согласия поставщика. Подтвержденный аккредитив (acceptance of letter of credit) содержит подтверждение первоклассного банка, что равноценно дополнительной гарантии оплаты поставщику отгруженных товаров. Неподтвержденный аккредитив не содержит гарантий первоклассного банка. Трансферабельный (переводный) аккредитив (transferablc letter of credit) разрешает поставщику передавать свои права на получение средств с аккредитива третьему лицу, которым, как правило, выступает непосредственный производитель товара. Возобновляемый (револьверный) аккредитив (revolving letter of credit) – это такой аккредитив, сумма которого по мере выплат автоматически возобновляется в рамках установленного лимита и сроков действия аккредитива. При открытии покрытых аккредитивов (covered letter of credit) банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка валютные средства (покрытие) в сумме аккредитива на срок действия своих обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международной практике обычно используются непокрытые аккредитивы. Делимый аккредитив (divisible letter of credit) предусматривает выплату экспортеру определенных согласованных в контракте сумм после каждой частичной поставки. Неделимый аккредитив предполагает, что вся причитающаяся экспортеру сумма будет выплачена после совершения всех поставок или после последней частичной поставки. Такой аккредитив используется обычно при поставках отдельных партий комплектного оборудования, технологически тесно связанных, когда непоставка одной или нескольких партий делает невозможным использование данного оборудования.
Существует еще одна разновидность аккредитива, предусматривающая оплату неотгруженного товара, – аккредитив "с красной оговоркой" (packing letter of credit). Таковым может быть любой аккредитив (отзывный, безотзывный, подтвержденный и т.д.), предусматривающий выдачу исполняющим банком экспортеру авансов до определенной суммы. Такие авансы могут понадобиться бенефициару для закупки и оплаты предназначенного для экспорта товара (перед его отгрузкой покупателю). Банки рассматривают такие аккредитивы как вид необеспеченного кредита и выдают их в редких случаях.
Специфическими формами аккредитива являются: back to back (компенсационный) и stand by (резервный аккредитив). Аккредитив "бэк-ту-бэк" (компенсационный) открывается в пользу посредника и представляет собой второй аккредитив, гарантируемый первым, который открывает импортер, и называемый основным. Бенефициар по первому аккредитиву, как правило, является посредником, открывающим в свою очередь аккредитив в пользу поставщика товаров. Компенсационный аккредитив независим от первоначально открытого аккредитива, хотя последний и является его первоосновой (рис. 7.2).
Если с самого начала предполагается держать имена производителя и конечного покупателя в секрете друг от друга, то первоначальный аккредитив не должен содержать документов, раскрывающих имя и адрес поставщика, а второй аккредитив – имя и адрес конечного покупателя. Все обязательные документы производитель представляет в свой банк, который после их проверки пересылает комплект документов в банк-посредник; последний открывает аккредитив на сумму меньшую, чем аккредитив импортера, а разницу между двумя аккредитивами относит в кредит счета посредника. Такой вид аккредитива используется как финансовый инструмент предоставления параллельного кредита, когда нет юридической возможности оформить данный кредит иным способом: для высвобождения заблокированных в развивающихся странах денежных средств или в качестве инструмента расчетов при бартерных, товарообменных и компенсационных операциях.
Рис. 7.2. Алгоритм открытия компенсационного аккредитива:
1 – заключение контракта; 2 – заявление на открытие первоначального аккредитива; 3 – открытие первоначального аккредитива; 4 – подтверждение первоначального аккредитива; 5 – заявление на открытие второго аккредитива; 6 – открытие второго аккредитива; 7 – уведомление об открытии второго аккредитива
Аккредитив "стенд бай" (резервный) применяется прежде всего в США и служит там аналогом банковской гарантии, подчиняясь одновременно основным положениям "Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов" МТП № 500. Если гарантированное платежное обязательство не было выполнено, бенефициар может побудить выполнить его, представив вместе со всеми остальными документами (копиями отгрузочных документов), соответствующими аккредитиву, заявление о том, что приказодатель аккредитива не выполнил свои обязательства. В то же время резервные аккредитивы относятся к необеспеченным кредитам, поэтому многие банки выставляют их по поручению клиентов, которые имеют у них свои счета. Резервный аккредитив применим практически к любой сделке. Его можно использовать вместо гарантий исполнения контрактов, выполнения договоров подряда на работы и услуги, оплаты товарных поставок. Его выпускают также для гарантирования банковских кредитов или в качестве гарантии одной фирмы другой по межфирменному кредитованию. В широком смысле резервный аккредитив служит для покрытия рисков неисполнения, связанных с традиционными документарными аккредитивами.
Преимущества аккредитивной формы расчетов наиболее выгодны экспортеру, так как представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа, полученное, как правило, до начала отгрузки. Осуществление платежа по аккредитиву не связано с согласием покупателя на оплату товара. Для экспортера наибольший интерес представляют безотзывный, подтвержденный, делимый аккредитивы. Импортер в свою очередь имеет гарантию, что платеж будет произведен в пользу экспортера только после предъявления последним товарных документов, удостоверяющих отгрузку товара. В то же время аккредитив является наиболее сложной формой расчетов, поскольку требует тщательного оформления документов и их своевременного представления в банк. (Обратите особое внимание – документы должны быть представлены экспортером в банк до истечения срока действия аккредитива и подтверждать выполнение всех его условий.)
Основные недостатки аккредитивной формы расчетов для контрагентов:
• определенные задержки пробега документов через банк;
• высокая стоимость аккредитива.
За проведение операций (открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку документов по аккредитиву) банки взимают комиссию, зависящую от суммы аккредитива.
Роль банков в подобных сделках заключается в посредничестве, они контролируют только соответствие представленных документов перечню документов, указанному в аккредитиве. Банки не несут ответственности за сохранность и транспортировку товара, за точность оформления, за законность или надежность представленных им документов. Банк – эмитент аккредитива не может отказать в произведении платежа, если представленные документы соответствуют условиям аккредитива. Таким образом, банки несут ответственность только за финансовый аспект сделки, не принимая никаких обязательств относительно товаров, перечисленных в договоре о купле-продаже.
Расчеты за поставленный товар производятся в долларах США по безотзывному, подтвержденному делимому аккредитиву, открытому покупателем по телеграфу в ВЭБ, г. Москва. В аккредитиве должны быть указаны условия перегрузки и частичной отгрузки, а также указано, что все расходы, связанные с открытием и продлением аккредитива, а также другие банковские расходы осуществляются за счет покупателя. Аккредитив действителен в течение 90 дней и должен быть открыт после получения уведомления продавца о готовности товара к отгрузке.
Торговля по "отрытому счету" (ореп account seltlmenls). Расчеты по открытому счету в международной торговле предусматривают предоставление экспортером импортеру товарораспорядительных документов, минуя банк, и оплату импортером экспортеру сумм по контракту на открытый счет в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон (обычно ежемесячно, ежеквартально и по полугодиям). Следовательно, торговля по открытому счету представляет собой продажу в кредит, при которой у экспортера нет никакой гарантии, что покупатель рассчитается со своим долгом в согласованную дату платежа. Поэтому условия такой торговли те же, что и при продаже в кредит в отечественной практике. Единственное различие состоит в том, что покупатель и продавец находятся в разных странах. Можно сказать, что сущностью таких расчетов является периодичность платежей на условиях последующей оплаты и зачисления задолженности на счет импортера, а также то, что расчеты – одна из форм коммерческого кредита.
Экспортер, отправляя товар вместе с отгрузочными документами, теряет контроль над товаром, а также свое юридическое право собственности на него. Покупатель же дает согласие оплатить товар в заранее оговоренную дату в будущем (через месяц, два, три и т.д.). Причем он может распоряжаться товаром по своему усмотрению. Учитывая, что оплата может происходить при различных методах расчетов, в том числе векселями и чеками, срок реального получения экспортером денежных средств может значительно растянуться по времени. Поэтому торговля по открытому счету, как правило, происходит: между компаниями, состоящими в длительных деловых взаимоотношениях и при систематических (может быть, небольшими партиями) поставках; между материнской компанией и ее дочерними структурами и филиалами; с посредническими фирмами, осуществляющими комиссионные консигнационные операции.
Торговля по открытому счету не обеспечивает экспортеру такую защищенность, как в случае авансового платежа, и предполагает наличие регулярных деловых контактов между контрагентами, о чем уже говорилось. Для импортера же такой метод расчетов наиболее приемлем, поскольку не требует мобилизации средств и не вызывает необходимости получения банковских кредитов для расчетов с поставщиком, избавляет покупателя от риска потери вследствие оплаты не полученного и не принятого еще товара.
Таким образом, особенность расчетов по открытому счету заключается в том, что движение товаров опережает движение денег. Помимо этого расчеты оторваны от товарных поставок и связаны с коммерческим кредитом. Экспортеру такая форма расчетов может быть выгодна только при условии взаимности, когда контрагенты попеременно выступают в роли покупателя и продавца. При односторонних поставках расчеты по открытому счету применяются крайне редко.
Расчеты по открытому счету приводят обычно к замедлению поступления валютной выручки, так как оплата за поставленный товар поступает не сразу, а по прошествии некоторого времени, хотя и заранее обусловленного.
Основные термины и понятия
Валютный клиринг – межправительственное соглашение о взаимном зачете встречных требований и обязательств в валюте, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг.
Девиза – вексель, чек или платежное поручение в иностранной валюте, подлежащее оплате за границей. Используется в качестве международного платежного средства.
Рамбурсировать – покрывать долг через третье лицо.
Ремитирование – способ погашения задолженности в иностранной валюте, когда должник покупает на валюту своей страны иностранную валюту (тратту, чек, денежный перевод) на национальном валютном рынке и пересылает ее кредитору в погашение задолженности перед ним.
Трансакция (лат. transactio – соглашение, сделка) – банковская операция по переводу денежных средств (в том числе за границу) для какой-либо цели.
Трассирование – способ истребования платежа кредитором, по которому кредитор (получатель валюты) выставляет на должника тратту или дает приказ плательщику (должнику) уплатить (погасить) долг в валюте плательщика.