Основные факторы, средства и особенности управления развитием организации
Управление развитием организации зависит от множества разнообразных факторов. Невозможно осуществление эффективного управления, если нет систематизированного представления об этих факторах (схема 15.3).
К таким относятся, прежде всего, факторы, отражающие условия развития и прогнозы развития. Они, в свою очередь, зависят от наличия и возможностей информации, науки и природных особенностей (климат, экология, природные ресурсы, демография и пр.). На первый взгляд эти факторы не имеют прямого влияния на управление организацией. Однако это только так кажется. Никакое управление, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, невозможно без ресурсов, учета экологии и пр. А если говорить
Схема 15.3. Факторы управления развитием
об управлении развитием, то тем более нельзя сбрасывать эти факторы со счетов.
Наконец, к важным факторам управления развитием следует отнести и мотивы, миссию, цель, стратегию. К ним следует добавить конкуренцию, структуру потребностей, социально-экономическую среду.
Все эти факторы связаны друг с другом, но связь эта противоречива. Например, конкуренция может способствовать осуществлению развития, но может и сдерживать его.
Любое явление действительности обладает определенным качеством. Можно говорить и о качестве развития организации, которое выражается в таких ее характеристиках, как тип организации, характер изменения жизненного цикла организации, динамика изменения организации.
Эти свойства зависят от инновационного потенциала организации (знания и опыт нововведений), выбранной стратегии (направления развития), креативности (творческий потенциал), темпов развития, конкурентоспособности, корпоративности (коммуникации и корпоративная культура).
Эти свойства можно рассматривать как средства управления развитием, потому что они могут проявляться в различной степени, и проявление их зависит от управления.
Стратегия и развитие: различие и гармония
Очень часто понятие "развитие" отождествляют с понятием "стратегия". Следует видеть и понимать разницу. Стратегия – это направление и вид развития, его программа, его управляемая часть, тогда как развитие – это любое приращение качества, которое является следствием как управления, так и закономерных тенденций, с которыми управление не всегда согласуется. Стратегия характеризует достижение определенного этапа развития в определенный промежуток времени, для определенной организации. Развитие – это бесконечность изменений, это последовательность стратегий, это состояние организации но признакам развития (потенциал креативности, инноваций, корпоративности и пр.).
Поэтому в практике управления не следует в методологическом отношении отождествлять стратегию и развитие, но нельзя и разрывать их. Стратегия разрабатывается на основе исследованных объективных тенденций развития и чем в большей степени она им соответствует, тем более успешной она будет. Для управления развитием стратегия является лишь одним из инструментов. Стратегическое управление – это признание приоритета управления развитием, его непреходящей и возвышающейся ценности.
Когда-то Аристотель писал: "Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей; отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели". Замечательные слова, в которых отражается сущность любой деятельности человека и, главным образом, потребность современного менеджмента. Если менеджмент ориентирован на развитие организации, он должен быть стратегическим менеджментом, т.е. иметь ясную цель развития и программу достижения этой цели. По мере развития производства и общества роль стратегического менеджмента повышается. Но для этого необходимо следующее.
1. Развитие стратегического мышления на всех уровнях иерархии менеджмента, во всех подразделениях организации, образование, позволяющее видеть и понимать будущее.
2. Организация менеджмента, ориентированная на преобразования и инновации, творческий подход к решению проблем развития.
3. Целеустремленность деятельности и соответствующая ей оценка результатов.
4. Информационное обеспечение менеджмента, позволяющее видеть опыт других организаций и их достижения.
5. Система ценностей, мотивирующая образование, профессионализм, инновационность.
6. Целевое использование экономического потенциала, рациональное его распределение в решении перспективных и текущих проблем.
7. Механизмы антикризисной устойчивости развития, своевременное реагирование на изменяющиеся ситуации.
Стратегический менеджмент – это не только взгляд в будущее, но и взгляд из будущего в настоящее. Какое мышление для этого необходимо и какие знания определяют успех стратегического менеджмента?
Нe случайно во всех школах бизнеса и учебных заведениях, готовящих менеджеров, существует специальный курс "Стратегический менеджмент", в котором последовательно и обстоятельно рассматриваются все аспекты организации и осуществления стратегического менеджмента по функциям планирования, мотивации и контроля, развиваются навыки ви́дения и прогнозирования тенденций развития организации посредством различных видов анализа, в числе которых заметное место занимает и известный SWOT-анализ. В обобщенном представлении он построен на сопоставлении сильных и слабых сторон в деятельности организации, ее возможностей и угроз. Матрица таких сопоставлений позволяет выбрать наилучшую стратегию развития организации в существующих условиях.
Есть и другие виды анализа, которые подробно рассматриваются в концепции стратегического менеджмента: PEST-анализ, SNW-анализ, GAP-анализ, LOTS-анализ, PIMS-анализ и др. Для их освоения и существует специальный учебный курс "Стратегический менеджмент".