Основные факторы и принципы эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все ее факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
С позиций научных подходов к менеджменту можно выделить следующие факторы: искусство, опыт и научность менеджмента. Эти факторы характеризуют разнообразие научных подходов к менеджменту и их ОГЛАВЛЕНИЕ.
Различают факторы внутренней эффективности менеджмента и внешние факторы. Для обеспечения внутренней эффективности менеджмента необходимо учитывать три группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени.
Использование ресурсов проявляется в их структуре, качестве и возможностях сбалансированного пополнения и накопления. Для обеспечения эффективности менеджмента необходима экономия ресурсов.
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат.
Результат управленческой деятельности материализуется и обнаруживает себя в конечном результате функционирования организации - продукте, услуге, прибыли. Однако можно и необходимо для понимания эффективности менеджмента говорить и о непосредственном результате менеджмента и его соответствии цели.
Непосредственный результат менеджмента обнаруживает себя в характеристиках управленческого решения, в оценке того, в какой мере решение согласует деятельность людей и направляет се на достижение цели. Исходя из этого, эффективность менеджмента определяется факторами целеполагания (качество цели), стратегии, качества управленческого решения, удовлетворяемой потребности.
Если вспомнить, что управление согласует совместную деятельность людей в соответствии с общей целью, то в качестве непосредственного результата управления можно рассматривать степень согласованности действий, которая включает не только организацию совместной деятельности, но и социально-психологическую атмосферу, профессионализм, экономию времени. Эти факторы можно оценить при помощи тестирования и рассматривать как непосредственный результат управленческой деятельности.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс показателей: темпы прироста производительности, качество, ритмичность работы, инновационность, целеустремленность (стратегичность), профессионализм. Ведь если управление представляет собой согласование деятельности по общей цели, то что может характеризовать его непосредственный результат, как не показатели согласованности работы? При этом возникает проблема измерения этих показателей. Но это извечная проблема, которая решается по мере возникновения потребности в показателях для управления процессами. Когда-то человечество производило продукт, не думая о производительности и эффективности. В этом не было необходимости. Но по мере развития производства необходимость возникла и такие показатели появились. Сегодня невозможно представить себе управление производством без этих показателей.
Фактор времени находит свое выражение в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала.
Каждый из этих факторов можно конкретизировать и далее. Но перечисленные факторы являются основными и определяющими в эффективности менеджмента.
С другой стороны, существуют внешние факторы, влияющие на эффективность. К ним относятся инвестиционный климат, методология, определяющая научный подход к управлению, обоснование инвестиций с позиций стратегии и тенденций развития, информационная поддержка, социальная инфраструктура. Обобщенные результаты исследований показывают, что эти факторы неравнозначны. Экономическая ситуация и инвестиционный климат занимают главное место в обеспечении эффективности менеджмента. Однако использование возможностей экономической ситуации зависит от методологии менеджмента, точнее, реализации научно-аналитического подхода к построению эффективности.
Профессор Э. М. Короткой предложил следующую систему принципов (правил) достижения эффективности менеджмента [9]:
1) принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются приоритеты человеческого фактора, мотивирования деятельности, профессионализма;
2) принципы ориентирования управленческой деятельности: разработка цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система "думай");
3) принципы критических факторов: учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность как форма эффективного сотрудничества и партнерства.
Управление эффективностью является основной задачей, которую менеджмент организации должен решать непрерывно и системно. Только такой подход позволяет получать результаты, соответствующие целевым установкам организации. Основой для сопоставления результатов с целями является система оценки эффективности, соответствующая модели менеджмента организации и учитывающая критерии и оценки эффективности менеджмента.