Основные этапы реализации
В гл. 1 уже были отмечены три наиболее крупные фазы стратегического цикла любой современной компании:
1) стратегическая аналитика (ситуационный стратегический анализ);
2) разработка стратегии и (или) стратегической конструкции в целом;
3) реализация стратегии (стратегической конструкции).
Эти же три фазы составляют цикл современной профессиональной стратегической деятельности по каждой конкретной общей стратегии данной компании. И как завершающая фаза цикла в деле достижения реального бизнес-успеха деятельность по реализации стратегии имеет свое особое решающее значение.
При этом сама фаза реализации конкретной стратегии состоит из следующих специфических основных этапов:
– "запуск стратегии";
реализация стратегических изменений и осуществление стратегии в целом;
– завершение стратегии.
Схема 1.4 наглядно представляет систему стратегического менеджмента компании как особую циклическую управленческую деятельность. На этой схеме выделен отдельный блок "Реализация стратегии (стратегической конструкции)", который в том числе характеризует управление процессом осуществления стратегии в узком смысле, т.е. управление реализацией только как определенной фазой замкнутого цикла данной конкретной стратегии.
Но вполне правомочной остается трактовка понятия "реализация стратегии" и в более широком смысле. При такой трактовке реализация стратегии – это непрерывная циклическая деятельность, когда одна конкретная общая стратегия данной компании регулярно сменяется другой конкретной общей стратегией. А управление реализацией стратегии – более длительный (расширенный) процесс циклической управленческой деятельности, когда в качестве объекта управления выступает процесс осуществления многих разных конкретных стратегий одной и той же конкретной компании.
Иными словами, при расширенном толковании понятие "циклическое управление реализацией общей стратегии компании" и понятие "стратегический менеджмент компании" (как особая профессиональная управленческая деятельность) могут полностью совпадать. То есть на уровне конкретной компании эти теоретические положения характеризуют одну и ту же практическую деятельность.
"Запуск стратегии"
На стадии завершения подготовки и непосредственного запуска конкретной общей стратегии в реализацию, каждый уровень менеджмента компании должен решать свои особые задачи. Но при этом главную роль играют решения топ-менеджеров. Высшие менеджеры компании на данном этапе, как правило, должны решить следующие вопросы.
Во-первых, топ-менеджеры (самостоятельно или с подключением необходимых специалистов) проводят так называемый завершающий ситуационный стратегический анализ внешней и внутренней среды данной компании. Результаты такого анализа они сравнивают с аналитическим обоснованием уже представленного конкретного варианта общей стратегии.
Во-вторых, они же (самостоятельно) осуществляют завершающую коррекцию общей стратегии посредством внесения в нее необходимых изменений. При этом особый акцепт делается на всех стратегических целях. Кроме того, завершающая коррекция стратегии означает и ее обязательную итоговую балансировку обеспечения всеми необходимыми ресурсами.
В-третьих, после завершения коррекции, общая стратегия топ-менеджментом компании сначала утверждается. Затем по всем уровням персонала компании проводится специальное (иногда – как особо важное) информационное сообщение о так называемом "законном старте стратегии", т.е. об официальном запуске стратегии в действие. При этом, как правило, указывается конкретная дата официального начала реализации конкретной общей стратегии данной компании.
Таким образом, получается следующий идеальный вариант формализации процесса.
• Акт официального утверждения (подписания) конкретной стратегии – это момент завершения фазы "разработка стратегии".
Соответствующая конкретная дата в утвержденной стратегии – дата начала фазы "реализация стратегии".
Первый официальный запуск утвержденной общей стратегии – это особо важное корпоративное действо!
В определенных конкретных ситуациях (например, при первом старте) специальное информационное сообщение об официальном запуске конкретной общей стратегии необходимо делать на представительных заседаниях достаточно авторитетных органов управления компании. В одних ситуациях это лучше сделать на общем собрании акционеров, в других – на расширенном заседании совета директоров или правления, иногда – стратегического комитета и т.д. С момента официального запуска процесса реализации конкретной общей стратегии на всех уровнях компании и по всем ее специализированным подсистемам в рамках соответствующих зон ответственности проводится необходимая работа по практическому системному осуществлению именно данной конкретной стратегии.
Реализация стратегических изменений и осуществление стратегии в целом. На этом этапе процесса реализации общей стратегии компании главное ОГЛАВЛЕНИЕ ее деятельности – реальное воплощение в жизнь всех стратегических изменений, предусмотренных именно данной стратегией.
Этап реализации стратегических изменений и всех других необходимых действий по осуществлению стратегии в целом – по критерию достижения реального бизнес-успеха – решающий. Поэтому и концовка параграфа 4.1, и два следующих параграфа (4.2, 4.3) по существу посвящены решениям проблем именно этого этапа фазы реализации стратегии.