Основные этапы развития когнитивно-этических комплексов профессиональных практик социальной работы
В теории социальной работы позитивистская парадигма начинает оформляться в первые годы XX столетия, когда появляется осознание того, что благотворительная деятельность может строиться на научных основаниях подобно медицинскому и инженерному знанию. М. Ричмонд для работы с проблемами клиента использовала подходы, принятые в медицинской практике. Факты, собранные по проблемам клиента, служили рабочей гипотезой, подтверждение которой необходимо было осуществлять в процессе дальнейшего взаимодействия с клиентом.
Однако с расширением практики медицинская модель познания в процессе своего развития постепенно начинала сталкиваться с определенными трудностями в интерпретации и понимании ситуации клиента, групп, сообщества. Так, специфичность ситуации в ее единичности и особенности требовала особых принципов организации знания, нехарактерных для существующих методов познания, в том числе медицинского. Объект познания социальной работы находился в различных сферах исследуемой реальности – в среде и человеке, что предполагало осуществление поиска причинно-следственных связей в многообразных пространственно-временных измерениях, где с позиций одного знания невозможно описать и интерпретировать сложившуюся проблему.
Указанные особенности эмпирической практики требовали расширения профессионального познания в социальной работе, что, в свою очередь, приводило к модернизации медицинской модели познания. И хотя диагностические процедуры исследования оставались прежними в течение многих лет, они обогатились концептами психоанализа, позволявшими расширить познание проблем клиента. Постепенно происходило включение и других научных парадигм в исследование проблем клиента и его ситуации, что дало толчок к оформлению в позитивистской парадигме принципов научного эклектизма (от греч. ekiektikos – способный выбирать, выбирающий).
Эклектизм – это соединение разнородных взглядов, идей и теорий (рис. 2.3). В научный оборот данный термин и принцип познания во II в. ввел Потамон из Александрии, который назвал свою школу философии эклектической. В отличие от философской школы Потамона в соответствии с принципом эклектизма в теории социальной работы осуществляется не подмена одних логических оснований другими, а реализуется осознанное стремление к междисциплинарному синтезу. На этой основе происходит попытка в различных областях познания найти универсалии, позволяющие осмыслять проблемы человека исходя из его индивидуально-психологической и средовой обусловленности. В решении этих задач большую роль играет предметный язык, который строится на принципах понятийных дихотомий. Они служат теми структурирующими доминантами, которые позволяют синтезировать знание применительно к рассматриваемому объекту. В теории социальной работы такими дихотомиями могут быть инклюзия/эксклюзия, интеграция/дезинтеграция, демократия/тоталитаризм, здоровье/болезнь и т.д.
В теории и практике социальной работы поиск процедур эклектического синтеза осуществлялся не только в области познания, но и в смежных практиках помогающих профессий, таких как психотерапия, практическая психология, практическая педагогика, консультирование и ряд других профессиональных областей, что расширяет представления об эклектизме в социальной работе.
Позитивизм в теории социальной работы. В основе позитивистской парадигмы лежит утверждение о возмож-
Рис. 2.3. Основные принципы эклектизма в теории социальной работы
ности познания и объяснения явлений, при этом исследователь удален от объекта и результаты могут быть приняты как напрямую соотносящиеся с объективно наблюдаемой реальностью. Позитивистский подход основывается на познании "истинной природы реальности" и открытии "механизмов" ее работы. Теория социальной работы данного направления опирается на принципы последовательного изучения ситуации клиента через логические процедуры диагноза, где ситуация детерминирована причинно-следственными связями.
Диагноз строится на основе психологического и социологического познания. Психодинамические концепции личности и концепции Эго-психологии на материале своих познавательных закономерностей позволяют объективно рассматривать ситуацию клиента в системе "личность в ситуации". В процедуре диагноза через осмысление стратегий индивидуального поведения клиента могут быть упорядочены и субъективные факторы.
Данные формы познания базируются на принципах детерминизма и причинной обусловленности проблем клиента, что определяет выбор соответствующих процедур помощи. С другой стороны, как считает ряд исследователей, позитивистский подход учитывает социальный контекст, что дает возможность рассматривать проблемы клиента в определенной перспективе.
В начале нового столетия появляется точка зрения, что причинно-следственные связи и линейные подходы в определении проблем клиента недостаточно верно отражают реальность его ситуации. Практико-доказательный подход на основе позитивистской парадигмы не только подвергается критике, но и наблюдается стремление ряда исследователей найти те позитивные моменты, которые существуют в данной познавательной парадигме.
В частности, в литературе (Л. Гиббс, Э. Гэмбрилл и др.) выдвигаются следующие аргументы относительно доказательной практики, основанной на позитивистской парадигме:
Аргументы "против" |
Аргументы "за" |
Разделяя факты и ценности, доказательная практика затрудняет профессиональную оценку и свободу действий |
Профессиональная оценка должна основываться на фактах, а не на ценностях |
Доказательная практика не предлагает ничего нового, данные собираются в любом случае |
Поскольку доказательная практика включает постановку проблемы, исследовательский поиск, критический обзор и совместное принятие решений, она внушает доверие |
Доказательная практика нарушает гибкость терапевтических отношений; творческие, духовные моменты заменяются рациональными рассуждениями специалистов |
Рациональное мышление, критическая оценка результатов исследования более предпочтительны, чем субъективные мнения специалистов; творческие и духовные проявления важны для клиента, но не для специалиста |
Многие вопросы, с которыми взаимодействуют социальные работники (например, бедность и дискриминация), не решаются доказательным путем |
Некоторые виды доказательной практики содержат технологии работы с социальными проблемами. С помощью хорошо продуманных вопросов о целях клиентов можно получить необходимую информа- |
Постпозитивизм
Эта парадигма исходит из того, что наблюдатель и наблюдаемое отдельны, но объективность достигается посредством соизмеримости уже существующих совокупностей знаний, а знание формируется на основе квазиэкспериментальных методов. Большое внимание в данном познании уделяется смысловому и локальному контексту. Такая логика познания наиболее характерна для реалистических подходов в теории социальной работы.
Постпозитивизм в теории социальной работы представлен различными подходами, такими как реалистический подход, в котором знание формируется на основе субъективных интерпретаций и субъективных же представлений о последовательности событий. В соответствии с данным подходом признается, что социальные явления существуют объективно и с помощью движущих сил могут инициировать различные ситуации и события. Познание осуществляется на материале тех событий, которые представляют собой определенные тенденции и могут быть объяснены через механизмы психологии и социологии.
Критическая теория
В данной теоретической парадигме рассмотрены структуры как продукты исторических, культурных, гендерных, этнических процессов. Исследователь и оцениваемая реальность рассматриваются как неразрывно связанные структуры. Ключевыми методами исследования являются диалог и критика, что способствует актуализации реальных отношений, в основе которых лежат доминирование, эксплуатация, насилие и проявление власти.
Критический подход в теории социальной работы характерен для неомарксизма, феминистской теории, теории активизации.
Теория активизации – это практико-ориентированная теория в социальной работе, согласно которой потребители услуг на основе активизации своих гражданских, социальных, организационных, психологических ресурсов самостоятельно контролируют свою жизнь в рамках существующих прав и свобод.
Теория активизации сложилась в 1970–1990 гг. на стыке радикальной и критической социальной работы, когда социальными работниками в европейских странах предпринимались попытки преодолеть отход от концепций социального обслуживания. Технологии этой теории должны были помочь гражданам за счет активизации их деятельности на основе принципов самопомощи и самоуправления включиться в решение социально-экономических проблем, стоящих перед ними.
Схема развития гражданского участия в принятии решений в направлении от неучастия к власти граждан, предложенная Р. Арнштейном[1], представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Стадии развития гражданского участия в принятии решений
Стадия |
Формы проявления |
Степени власти граждан |
1. Контроль со стороны населения. 2. Делегирование полномочий. 3. Участие |
Степени формального участия |
1. Умиротворение. 2. Консультирование |
Неучастие |
1. Информирование. 2. Терапия. 3. Манипулирование |
Теория и практика активизации ресурсов клиентов сегодня развивает различные направления и подходы. Среди них можно выделить этноклассовые, мультикультурные, феминистские, критические теории, глобалистские подходы. В зависимости от перспективы видения проблем анализу подвергаются классовые отношения, культурные нормы, гендерное неравенство, глобальные взаимозависимости, материальная обеспеченность групп. Эти подходы определяют акценты и стратегии работы с группами и сообществами.
Конструктивизм
Парадигма конструктивизма (от лат. constructio – составление, построение) предполагает, что явления реальности рассматриваются как частные и специфические, зависящие от проявления и развития групп и индивидов. Конструкции выявляются путем взаимодействия между опрашивающим и респондентами, а затем разбираются путем герменевтического исследования. Данный подход основан на теоретических концептах социального конструирования, представленных в работах Питера Бергера и Томаса Лукмана.
В соответствии с концепцией исследователей общество как объективная реальность строится в повседневной жизни; это процесс постоянного конструирования. Немалую роль здесь играет человеческий язык, который функционирует в режиме "здесь и сейчас", тем самым поддерживая "общие объективации повседневной жизни". По мнению исследователей, в социальной жизни важны процессы экстернализации, объективации и интернализации. Именно они лежат в основе социальной действительности. Отсюда следующие утверждения:
1. Общество – это человеческий продукт.
2. Общество – это объективная реальность.
3. Человек – это социальный продукт.
По мнению М. Пэйна, для теории социальной работы нс менее значимы:
• труды о социальном конструировании проблем (М. Спектор и Дж. Китсьюз);
• феноменологическая социология;
• социальное конструирование различных социальных категорий.
Социально-конструктивистский подход в теории социальной работы предполагает, что представление о мире и обществе конструируется людьми в процессе взаимодействия. Поэтому процесс познания ситуации строится на основе анализа различных точек зрения в ходе коммуникаций между участниками исследования ситуаций. По мнению исследователей, знание, полученное с различных точек зрения, дает объективную картину индивидуальной проблемы.