Лекция II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии – возможности философии, – а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой.
Г. Гегель. "Лекции по истории философии"
Лекция 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Изучив материал данной главы, студент должен:
знать
• основные направления и школы античной философии, их проблематику и представителей;
• основные направления философской мысли Древнего Китая;
• Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… и характер ортодоксальных и неортодоксальных древнеиндийских философских школ;
уметь
• сопоставлять различные школы античной философской мысли и определять их значимость в разработке той или иной философской проблемы;
• использовать идеи философии Древнего мира, прежде всего в области этики, при осмысливании и решении современных проблем;
• использовать философские идеи мыслителей Древнего Китая и Древней Индии для анализа особенностей культуры, менталитета и восприятия мира народами Юго-Восточной Азии;
владеть
• системой понятий, на основе и в рамках которых осмысливались идеи и концепции античной философии;
• знанием содержания основных направлений развития философии Древнего мира и их методологической роли в исследовании проблем бытия, существования человека, его морально-нравственных ценностей, вопросов социальной жизни и политического устройства государства.
Возникновение философии относится к концу VII–VI в. до н.э., когда в трех очагах культуры (Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии) осуществлялся переход от мифологического мышления к новому способу духовного освоения мира – понятийно-философскому мышлению. Этот переход был обусловлен целым рядом факторов социального, экономического и духовного характера, а именно: разложением родового строя и зарождением социально-дифференцированного общества; возникновением первых форм государственности; развитием аграрного и ремесленного производства и возникновением товарно-денежных отношений; формированием зачатков научного знания. Эти общие для всего Древнего мира предпосылки дали импульс возникновению и дальнейшему развитию философии.
Античная философия
Общая характеристика и периодизация философии Античности
Латинское слово "antiguus" означает "древний", но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до VI в. н.э. Представляя собой особый тип философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества, античная философия была исторически первой формой европейской теоретической мысли, ставшей основой развития европейской культуры.
В истории античной философии принято различать следующие периоды.
Первый период античной философии называется эллинским (эллины – самоназвание греков, распространившееся еще в древности на все население Восточного Средиземноморья, говорившее на греческом языке). Это было время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины заняла гражданская община – полис, город-государство, – уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков.
Культура эллинизма – это культура греческих полисов. Становление и развитие философии в этот период связано со становлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления древнегреческой философии (VII–V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).
Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:
• космологиям, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;
• онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой была проблема бытия;
• теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.
Второй, эллинистически-римский, период в истории античной философии – это время с III в. до н.э. по VI в. н.э. Он включает период раннего эллинизма (III–I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I–VI вв. н.э.).
Хронологические рамки раннего эллинизма большинство исследователей определяют со времени походов Александра Македонского на Восток (последняя треть IV в. до н.э.) до 30 г. до н.э. когда последнее крупное эллинистическое государство – Птолемеевский Египет – было завоевано Римом. В эллинистическую эпоху произошел переход от полисной системы к наследственным эллинистическим монархиям, смещение центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурное явление представлял собой распространение греческой культуры и образованности среди других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности.
В римский период – период позднего эллинизма – были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, т.е. религиозного постижения мира.