Основные документы в области стратегического развития страны в долгосрочной перспективе
Специфика задач развития российской экономики и острота проблем, накопившихся в социально-экономической и инновационной сферах, потребовали разработки комплексного подхода, определяющего разрешение противоречий и достижение желаемых результатов. Примером такого подхода можно считать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Решение о разработке документа, определяющего перспективы и приоритеты развития России в дальнесрочной перспективе, было принято летом 2006 г. на заседании Госсовета РФ. В Минэкономразвития при содействии профильных ведомств был подготовлен документ, определяющий целевые ориентиры развития страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года была утверждена Правительством в конце 2008 г.
В основу Концепции заложен инновационный сценарий развития национальной экономики. Концепция предполагает последовательный переход от интенсивною стимулирования инноваций и формирования и расширения инновационной экономики к последующему устойчивому росту на основе новшеств. Для реализации данной задачи требуется реформирование цепочки отношений государство – наука – бизнес, поддержка научной школы и образования, развитие инновационной инфраструктуры, благоприятствующей трансферу новшеств, и развитие институциональной среды.
Под инновационной экономикой в Концепции понимаются "сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения". Доля этих сфер деятельности в ВВП должна составить к 2020 г. 17–20%. Внутренние затраты на ИР должны возрасти в 2,2-2,5 раз и составить 2,5–3% от ВВП при условии роста результативности фундаментальных и прикладных ИР.
Становление инновационной экономики требует модернизации традиционных секторов экономики и развитие обрабатывающих высокотехнологичных производств. Необходим рост производительности труда и общей эффективности производства, обеспечение энергосбережения и экономики ресурсов. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40–50%, а доля инновационной продукции в объеме выпуска – до 25–35%.
Другой, не менее значимой, является задача роста уровня благосостояния граждан. Согласно долгосрочному прогнозу ВВП на душу населения к 2020 г. в стране вырастет до 30 тыс. долл. (против 13–14 тыс. долл. в год на сегодняшний момент), снизится уровень бедности, произойдут значительные социальные изменения. Совокупные расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5–7% от ВВП к 2020 г., на здравоохранение – 6,7-7% от ВВП.
По итогам прогнозируемого периода в стране будет сформирована модель инновационного социально-ориентированного экономического развития. Все это в конечном итоге позволит ввести страну в ТОП-5 стран по уровню социально-экономического развития (по ВВП на душу населения). С точки зрения инновационного роста, к 2020 г. Россия должна стать лидером в ряде высокотехнологичных секторов, страна сможет занять значимое место (5–10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5–7 и более секторах[1].
Основная проблема современной российской экономики и трудности перехода к озвученной в Концепции модели инновационного социально-ориентированного экономического развития связаны с объективными сложностями формирования действенной инновационной системы. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы является одним из главных стратегических приоритетов развития.
Проблеме расширения и укрепления инновационной системы России в Концепции уделено особое внимание. Формирование НИС России является важным шагом на пути к структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития. Развитие НИС предполагает наличие таких элементов, "как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие"[2].
Развитие российской НИС должно происходить поэтапно, в ходе изменений в социально-экономическом окружении. На первом этапе (2008–2012) предполагается формирование базовых институтов, определяющих национальную инновационную систему (научно-исследовательская сфера, система образования, производственная подсистема, инфраструктурный комплекс, а также элементы институционального окружения). На втором этапе (2013–2020) произойдет "рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу". Планируется завершение процессов синтеза науки, образования и бизнеса в рамках системы инноваций и интеграция инновационной системы в глобальную инновационную систему. Впоследствии, за пределами 2020 г., развитие национальной экономики будет происходить по намеченной траектории инновационного развития.
В Концепции отмечается, что для создания функциональной российской инновационной системы необходимо: повысить спрос на новшества в различных отраслях экономики, увеличить эффективность научно-исследовательской и образовательной сфер, создать благоприятное инфраструктурное и институциональное окружение. В документе отражены основные целевые индикаторы, определяющие достижение поставленных целей, а также разработан комплекс мероприятий в данной области. Все мероприятия сгруппированы в четыре блока:
• поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике;
• развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок;
• развитие инновационной инфраструктуры;
• эффективная интеграция в глобальную инновационную систему. 1
Кроме того, особое внимание уделяется вопросам формирования новой инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора, а также развитию технологических направлений, критически важных для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности. Реализация данного комплекса мероприятий будет происходить с учетом выбранных приоритетов научно-технического развития страны.
Необходимо отметить, что Концепция детерминирует разграничение сфер деятельности государства и бизнеса в НИС. Так, "государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации “провалов рынка”, целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, а также создания стимулов для наращивания инновационной активности. Бизнес и государство совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах ИР, оценивают качество институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры"[3].
Концепция получила широкий резонанс в обществе и профессиональных кругах. К ее обсуждению были привлечены различные институты, РАН, деятели науки и образования, в интернете появились специализированные площадки для дискутирования. Одним из ключевых вопросов дискуссий стала необходимость модернизации одобренной еще в 2008 г. концепции. Позднее, в 2010 г. была разработана Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.
В. В. Путин обозначил задачу обновления главного документа с учетом текущей ситуации в целях разработки "модели роста, учитывающей современные реалии"[4]. Впоследствии Счетная палата РФ обратилась к правительственным экспертам с инициативой существенной доработки Стратегии. Как отмечается в докладе, "в стратегии недостаточно учтены уроки кризиса 2008–2010 гг., сохраняются риски второй волны рецессии, ее последствия для России будут тяжелыми"[5]. Если не доработать данный документ, отмечают представители Счетной палаты, озвученные меры будут носить лишь "теоретический характер".
В целях реализации задач актуализации концепции и стратегии долгосрочного развития была организована работа рабочих групп. Данное экспертное сообщество представлено несколькими вузами (НИУ "Высшая школа экономики", АНХ при Президенте РФ, НЭП им. E. Т. Гайдара), а также государственными экспертами и независимыми экспертными группами[6]. Активная работа в данном направлении ведется в других крупнейших вузах. В частности, РЭУ им. Г. В. Плеханова активно выступает с инициативами по актуализации и усовершенствованию Концепции и Стратегии развития.
Следует отметить, что Концепция представляет собой важнейший документ, определяющий перспективы и динамику развития инновационной модели экономики. Между тем нельзя не отметить важности задач обновления и усовершенствования этого документа. Требуется учет изменившегося экономического контекста в ситуации усиления кризисных явлений в мировой экономике, т.е. необходим учет внешних и внутренних рисков.
В то же время необходима доработка предложений, озвученных в данном документе, актуализация значений целевых индикаторов. Таким образом, стратегическое планирование должно носить индикативный характер, а ответственные институты гибко реагировать на быстроменяющийся контекст. Другим не менее важным аспектом является смещение горизонта планирования на 10 лет вперед. Сегодня в экспертных группах и вузах ведутся споры о динамике и тенденциях развития на период до 2030 г., что нашло отражение в принятом варианте данного стратегического документа.