Основные черты постмодернистского искусства
Постмодернистское искусство не всеядно. Оно принимает архаику и восточную культуру, лояльно относится к культуре, лишенной логоцентристского пафоса, деконструируст мифы и догмы европейской культуры, вследствие чего возникают причудливые очертания несочетаемого, игра стилей, смешение традиций и трансформация былых, казалось бы, незыблемых принципов. Это мироощущение, нашедшее свое наглядное воплощение в искусстве, в то же время оказывается распространяемым при помощи этого же искусства в другие сферы культуры: религию, политику, этические нормы, повседневное общение, пауку.
Американский исследователь Ихаб Хассан (р. 1925) в 1985 г. изложил ряд черт, присущих постмодернистскому искусству, подчеркнув при этом, что эти же характеристики применимы к постмодернистской культуре в целом. В приведенном нами перечне названы следующие характеристики постмодернистского искусства, взаимосвязанные и взаимопроникающие.
Неопределенность. При обосновании этого признака И. Хассан ссылается на "диалогизм" М. М. Бахтина, открытость текста у Р. Барта. Это качество он соотносит с аналогичным мироощущением современного человека, у которого неопределенность пронизывает все действия, идеи, интерпретации, создавая тем самым своеобразный мир.
Фрагментарность. Неопределенность имеет своим последствием фрагментарность. Постмодернистский человек питает глубокое презрение к "тотальному", к любому синтезу, будь он социального, когнитивного или даже эстетического вида. Отсюда его пристрастие к монтажу, коллажам, замещению форм гипотаксиса паратаксисом, метафоры метонимией, параной шизофренией. Поэтому объяснимо образование парадоксов, паракритики, паралогики, тяготение к искреннему разрушению, к деконструкции, к необъяснимым крайностям.
Отказ от канонов. Эту черту И. Хассан трактует как отказ от авторитетов. Как и Ж.-Ф. Лиотар, он говорит об отказе от прежних макронарративов. Ирония и ревизия становятся формами разрушения. Отсюда может быть понято явление терроризма. Однако разрушение может иметь и позитивные формы, к примеру, феминизация культуры.
Утрата Я и "глубины". Постмодернизм отказывается от традиционного Я. Истоки этой тенденции И. Хассан усматривает еще в философии Ф. Ницше, Которая знаменует собой конец романтического Я. Па смену приходит ризома, поверхность. Постмодернизм выступает против интерпретации, провоцирует многовариантное толкование.
Непоказывание и необнаружение. Здесь И. Хассан буквально ссылается на И. Ката и повторяет аргументацию Ж.-Ф. Лиотара о том, что современное искусство стремится представить непредставимое, создавая намеки на то мыслимое, что нельзя представить.
Ирония. Исследователь расценивает этот феномен как весьма перспективный. При отсутствии основных принципов и канонов постмодернизм обращается к игре, диалогу, полилогу, аллегории, иронии.
Гибридизация или репродуцирование от центра-мутации под пародию, травести, пастиш. И. Хассан одобряет такого рода игры с плагиатом как пародия и пастиш, поскольку все они, по его убеждению, обогащают область репрезентации, где в этом случае происходит смешение высокой и низкой культуры.
Карнавализация. Мыслитель ссылается на автора этого понятия - М. М. Бахтина - и выделяет такие феномены как комическое, полифонию, значение перформанса, проникновение искусства в жизнь.
Перформанс, участие. Неопределенность может стать поводом для участия, как считает И. Хассан. Средством и материалом творчества в перформансе служат тело, внешний вид, жесты, поведение художника, берущего на себя роль актера, который представляет эфемерные действия, способные непосредственно воздействовать на сознание и поведение зрителя.
Конструктивизм, в котором постмодернизм работает радикальным образом с тропом, фигуральным языком, с иносказанием. В обосновании этой черты постмодернистского искусства И. Хассан ссылается на Ф. Ницше, Н. Гудмена.
Имманентность. Это понятие означает - без религиозного оттенка - растущую способность человеческого духа выражаться в символах. Сегодня повсюду можно наблюдать увеличение области наших чувств, расположение духа к причудливому пророчеству. Язык дает нам для этого универсальные структуры, чему способствуют новые технологии и разнообразные средства массовой информации.
Итак, в художественном видении, запечатленном в произведении искусства, нашло свое отражение постмодернистское мироощущение, которое, будучи воспринятым, упрочивалось, тиражировалось, оказывало воздействие на другие сферы культуры - религию, политику, нравственность, науку. Концентрированным выражением этого мироощущения стали постмодернистские концепции разнообразных авторов, объединенные общностью проблематики и схожестью подходов. Возникли попытки систематизации этого многообразия, о чем пойдет речь дальше.