Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада
Можно выделить ряд критериев модернизации в различных отраслях общественной жизни. В частности:
- в социальной сфере: базовой социальной единицей становится индивид, а не группа; набирают силу процессы дифференциации - передача отдельных функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам; переориентация социальных институтов на абстрактные и универсальные законы и правила; разделение сфер частной и общественной жизни, ослабление родственных уз, рост формального образования и профессиональной специализации, улучшение качества жизни;
- в демографическом плане: снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост численности городского населения и сокращение сельского;
- в экономической сфере: технологическое развитие, основанное на использовании научного (рационального) знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда, обеспечение устойчивого экономического роста;
- в политической сфере: образование централизованных государств, разделение властей, возрастание политической активности масс, развитие и распространение современных институтов и практик, а также современной политической структуры;
- в духовной области: изменяются ценностные ориентации социальных групп, возникает необходимость освоения новых ценностей, соответствующих современным реалиям, идут секуляризация образования и распространение грамотности, растет многообразие течений в философии и науке, религиозный плюрализм, развиваются средства распространения информации, становятся доступными для крупных групп населения достижения культуры1.
Три основных процесса из перечисленных проявлений модернизации можно отнести к разряду первичных, системообразующих ее элементов: индустриализация, урбанизация, вестернизация (нарастание культурного влияния западных цивилизаций). Рассмотрим их подробнее.
Под индустриализацией понимается процесс интенсивного развития современных форм промышленности - фабрик, машин, крупномасштабных производственных процессов, которые начинают играть ведущую роль в социально-экономической системе, заменяя другие формы хозяйственно-экономической деятельности (охоту, рыбную ловлю, сельское хозяйство). В соответствии с падением значимости прежних форм деятельности и увеличением роли машинного производства интенсивно развиваются города: в сформировавшихся индустриальных обществах более 90% всех граждан проживает в городах и мегаполисах, где сконцентрировано наибольшее количество рабочих мест. В результате происходят принципиальные изменения в сфере занятости народов, оказавшихся вовлеченными в процессы индустриализации и урбанизации.
Обратим особое внимание на интенсивную урбанизацию - рост политической и социально-экономической роли городов и соответственно усиливающуюся миграцию населения из сельской среды в городскую, исследователи описывают в понятиях конфликта ролей, неопределенности положения, статуса непостоянства или несоответствия, культурной разобщенности, поляризации и отчужденности.
С. Милграм объясняет воздействие городской среды на человека, апеллируя к понятию "перегрузки", обусловленной демографическими аспектами городской жизни, к которым относятся: 1) большое число людей, 2) высокая плотность населения, 3) его неоднородность.
Понятие перегрузки позволяет объяснить как минимум четыре психологических явления городской жизни:
- изменения в исполнении ролей;
- эволюцию городских норм, которые сильно отличаются от традиционных ценностей маленьких городов (например, одобрение невмешательства, обезличенность и отчужденность городской жизни);
- изменения в когнитивных процессах жителя большого города (неспособность узнать большинство людей, которых он видит в течение дня, равнодушие к девиантному поведению и селективность реакций на призывы других людей);
- гораздо более сильная конкурентная борьба за дефицитные технические средства и ресурсы в больших городах (транспортные пробки, стояние в очередях).
Это же понятие перегрузки отчасти объясняет и реакции стресса в процессе миграции в города.
В подавляющем большинстве случаев происходящие в этих обществах изменения инициированы внешними причинами - непосредственным влиянием более модернизированных культур. Действительно, начиная с XVII в. и на протяжении трех с лишним веков западные государства занимались колонизацией новых земель. Политика колониализма стала главным трансформирующим фактором, изменившим "социальное лицо" Земли. Таким образом, модернизация традиционных обществ имеет оттенок культурной ассимиляции малочисленных этнических групп со стороны промышленно и экономически более развитых обществ. Взаимодействие культур, "разговаривающих" на языках традиции и современности, как оказалось, может иметь непредсказуемые последствия - от бурного экономического роста бывших традиционных обществ (например, Китай, Вьетнам. Южная Корея) до экономических кризисов и социальных взрывов (чеченский кризис. 11 сентября 2001 г. в США, парижские события в октябре 2005 г.).
Итак, понимание социокультурной динамики в классической теории модернизации сводилось к выстраиванию оппозиции "традиция" - "современность". Традиция же при этом, за редким исключением, трактовалась как тормоз в истории, как консервативная сила, которая противостоит нововведениям и которую, следовательно, необходимо преодолеть и сломать, с тем чтобы обеспечить условия для внедрения всего нового2.
В свою очередь, образ человека современного (modern man) ассоциируется у теоретиков модернизации с западной культурой. Это независимо мыслящий, и социально, и политически активный индивидуалист, самостоятельно добивающийся успеха в жизни ("sеlf-madе man") и признающий право других действовать подобным же образом, соревнуясь с ними за место на вершине дохода и власти1.
Впрочем, с момента своего появления по настоящее время эволюционистский подход к пониманию модернизации сам значительно эволюционировал.