Лекция 2. Основной феномен узнавания: мир из хаоса
При беглом взгляде на рис. 2.1 многие люди воспринимают его как всего лишь причудливый узор, состоящий из различных пятен и точек, некое декоративно-художественное оформление, выполненное в абстрактном жанре. Это не совсем так. Давайте рассмотрим рисунок внимательнее, причем, если вы по каким-то причинам действительно считаете его декоративным узором или просто не задумывались пока над его значением, начните рассматривать рисунок, повернув книгу "вверх ногами". Такой эксперимент поможет вам как бы "растянуть" время узнавания рисунка и даже в каком-то смысле проникнуть в сам процесс того, что мы называем восприятием и узнаванием.
Действительно, что же представляет собой это изображение - всего лишь хаотическое нагромождение отдельных пятен? Но тем не менее через несколько секунд рассматривания вы "вдруг" увидите, что это не бессмысленный набор черно-белых областей, а вполне определенная фигура, которая известна в психологии под названием "пятнистый пес". Теперь, когда пес опознан, уже трудно, кстати сказать, не увидеть его при повторных взглядах, как бы они ни были мимолетны и под каким ракурсом мы ни смотрели бы на картину.
В итоге мы приходим к выводу о существовании явления, которое можно назвать фундаментальным парадоксом зрительного восприятия: внешний мир представлен на сетчатке наших глаз всего лишь как распределение яркостей отдельных точек, но при этом мы воспринимаем это распределение как вполне осмысленный, целостный объект. Другими словами, видимый мир представляет для нас "хаос, полный смысла". Кстати, если "пятнистый пес" кажется вам несколько вычурным и нетипичным примером, присмотритесь внимательно к обычной газетной фотографии, и вы увидите только хаотически расположенные точки, отличающиеся друг от друга исключительно значением яркости.
Р и с. 2.1. "Пятнистый пес" - пример, помогающий убедиться в том, что восприятие представляет собой не мгновенный акт, а сложный процесс интерпретации хаоса пятен внешнего мира
Возможно, что именно этот парадокс может помочь понять сущность и происхождение идеализма как философского течения. Английский философ Бертран Рассел как-то сказал: "Кто знает, может быть, столы за нашей спиной превращаются в кенгуру". Другая известная формулировка идеализма гласит, что мир исчезает, когда я закрываю глаза. Да, если вдуматься, то трудно представить, что можно делать такие удивительные по силе выводы - узнавать предметы, цветы, животные, улыбки людей и красоту мира на основании такой бедной информации, которая попадает на нашу сетчатку.
Проше считать, что внешний мир представляет собой порождение нашего внутреннего мира. Тем более что никто из философов-идеалистов никогда не сомневался в сложности своего внутреннего мира и, следовательно, в том, что он (этот мир) может породить и сложный внешний мир. Дополнительные (а может быть, и наоборот, более традиционные) доводы в пользу происхождения, корней идеалистического мировоззрения дают данные физиологии ощущений. Все мы знакомы с появлением звона в ушах, ощущением "мурашек", бегущих по коже, с чувством, когда "искры сыплются из глаз". Наверное, меньшее число людей знает, что, если аккуратно и точно нажимать иголкой на вкусовые пупырышки языка, возникает ощущение сладкого, кислого, соленого, горького. Все эти факты вызывали в свое время бурные споры среди философов и психологов.
В итоге, подчеркнем только одно - то, что восприятие представляет собой при ближайшем рассмотрении совсем не простой и удивительный процесс объяснения внешних закономерностей за счет внутренних механизмов, процесс, который, образно говоря, проявляется в ежесекундном (без преувеличения!)созидании мира из хаоса пятен и цветов.