Основания построения системы права
Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности – на отрасли. Что служит критерием, основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:
1) предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);
2) метод правового регулирования (каким образом регулируются те или иные общественные отношения).
Предмет правового регулирования – это обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений.
Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования – соответствующую область общественных отношений. Когда возникают новые общественные отношения, которые необходимо урегулировать с помощью права, возникают основания и для выделения новой отрасли права. Однако только предмета правового регулирования недостаточно для разграничения отраслей права, поскольку общественные отношения чрезвычайно многообразны. Исключительно по предмету правового регулирования возможно выделить несколько десятков отраслей права. К тому же одни и те же общественные отношения нередко регулируются различными способами (например, отношения государственной собственности урегулированы нормами государственного, гражданского, уголовного, административного, трудового права).
Поэтому для разделения права на отрасли необходим второй критерий: метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:
• юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;
• порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т.е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);
• характер юридических последствий, наступающих вследствие противоправного поведения, невыполнения субъективных обязанностей, нарушения субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения).
Наиболее яркое различие существует между методами правового регулирования, применяемыми в гражданском и административном праве. В связи с этим выделяют два основных вида методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе, – автономный, диспозитивный, метод координации) и административно-правовой (именуемый также авторитарным, или императивным, или методом субординации).
Первый предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характерен прежде всего для гражданского, трудового, семейного права.
При административно-правовом методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер.
Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям права в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования. В науке теории государства и права проблема оснований деления права на отрасли является дискуссионной. Рассмотренная выше позиция далеко не единственная, хотя именно она закрепилась в учебной литературе.
В ходе дискуссий, проходивших в отечественной юридической науке в середине – второй половине XX в., были высказаны различные предложения – от отказа от предмета и метода (или только метода) правового регулирования как оснований отраслевой дифференциации права и обращения внимания на иные критерии до предложения, наряду с предметом и методом правового регулирования, дополнительных признаков отрасли права. В 90-е гг. XX в. внимание к исследованию этих вопросов заметно ослабло. Более того, накопленные десятилетиями идеи и положения, составляющие основу теории системы права, в значительной степени обесценились. Сегодня назрела потребность в дальнейшей углубленной разработке системы права, пришло время для новых дискуссий по данным проблемам на позитивной основе, в течение десятилетий сформировавшейся в отечественной науке (см.: Байтин М. И., Петров Д. Е. Система права: к продолжению дискуссии // государство и право. 2003. № 1. С. 25-34).
В научном плане представляется перспективной Вперед точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию "юридический режим регулирования". Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.
1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).
2. На основе одного из базовых методов (гражданско-правового или административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т.е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый "юридический инструментарий"). Это установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. У каждой отрасли есть свой набор подобных юридических средств. Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодействии, образуют отраслевой механизм регулирования.
3. Принципы (общие положения), т.е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве – принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве – равенство супругов; в уголовно-процессуальном праве – осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту и т.д.
4. Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативный правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержательную общую часть (т.е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.
Таким образом, правовые нормы объединяют в отрасли права в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, причем эти критерии конкретизируются в понятии "отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений". Следует, однако, иметь в виду, что особенности последнего не исчерпываются указанными выше признаками. Иногда говорят о том, что при выделении той или иной отрасли права учитывается политико-правовая целесообразность. Кроме того, степень своеобразия юридического режима может быть различной. В зависимости от отработанности общих положений в законодательстве юридический режим отдельных отраслей может и не включать некоторые элементы или не очень явно их выражать (подробнее см.: Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 207-210).