Основания и порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Хорошее начало – половина дела.
Аристофан
В соответствии с предписаниями Закона об ОРД представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11).
Исследование практики показывает, что на этапе представления результатов ОРД в правоохранительные органы возникают существенные затруднения.
До последнего времени, ввиду отсутствия четких законодательных и ведомственных предписаний о порядке представления и приема результатов ОРД (в УПК РФ таких предписаний вообще нет), особенно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, имелись серьезные недостатки. В основе своей они были связаны с ОГЛАВЛЕНИЕм оперативно-розыскных материалов и их предварительной юридической оценкой.
Последние ведомственные нормативные правовые акты позволяют улучшить организацию этой работы. Вместе с тем проблемная ситуация с результатами ОРД объективно и перманентно существует. Ее разрешение зависит от правильного определения направлений документирования, его качества и объема, доказательственной перспективы, избрание наиболее целесообразного момента реализации добытых данных с принятием решения о возбуждении уголовного дела по тяжким и особо тяжким преступлениям со сложным механизмом их подготовки и совершения. Это связано с неочевидными, глубоко замаскированными деяниями, носящими региональный, межрегиональный, международный и во многих случаях коррупционный характер, представляющий особую сложность в обнаружении и документировании. В разрешении возникшей оперативно-розыскной ситуации в процессе документирования преступной деятельности лиц организатором выступает руководитель органа, осуществляющего ОРД и соответствующего оперативного подразделения. С согласия своего начальника сотрудник оперативного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности проверяемых вправе обратиться к руководителю следственного органа за помощью в правовой оценке имеющихся оперативных сведений, а также за иными необходимыми рекомендациями. Данный руководитель с учетом специализации и наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяет следователя, который оказывает запрашиваемую помощь, либо самостоятельно дает сотруднику оперативного подразделения соответствующие рекомендации. Указанная деятельность основывается на инициативе оперативного работника и согласии сотрудников следственного органа в решении возникших оперативно-розыскных проблем, на этапе документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела, что, разумеется, не освобождает оперативного работника от обязанности самостоятельно давать юридическую оценку добытых им результатов.
При этом необходимо иметь в виду, что участие следователя в правовой помощи по вопросам документирования не должно переходить грань, за которой существует реальная опасность включения следователя в непосредственное участие в оперативной работе, субъектом которой он не является (например, выполнение конкретных операций – составление описи купюр, пометки на предметах взятки, использование технических средств и подобные действия, оформление оперативно-служебных документов-актов, протоколов (связанных с ОРМ). Это может послужить обстоятельством, влекущим устранение его от производства по данному уголовному делу в связи с требованиями ст. 56 УПК РФ.
Процедура предварительного ознакомления с материалами, добытыми органами, осуществляющими ОРД, предусматривает следующее: сотрудник оперативного подразделения, пологая, что собранные им материалы содержат достаточные сведения о признаках преступления, докладывает об этом своему начальнику. Последний до регистрации их в книге учета сообщений о происшествиях направляет руководителю следственного органа для ознакомления. При этом должны быть соблюдены все требования о защите сведений, составляющих охраняемую законом тайну, а также режим секретного делопроизводства.
В экстренных ситуациях оперативные материалы направляются дежурному следователю. К изучению результатов ОРД на предмет достаточности их для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, как правило, привлекается тот следователь, участие которого планируется для их реализации в уголовном судопроизводстве.
Ведомственным нормативным правовым актом установлено, что срок изучения оперативно-розыскных материалов согласовывается руководителями следственного и оперативно-розыскного органов и не должен превышать 10 суток с учетом объема и сложности материалов. Срок согласованным решением может быть продлен до 15 суток. В неотложных случаях изучение результатов ОРД осуществляется незамедлительно.
Критерием оценки готовности материалов ОРД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие в них достоверных данных, указывающих на признаки преступления. После изучения все материалы ОРД возвращаются в соответствующее оперативное подразделение.
При этом могут возникнуть различные ситуации, требующие своего разрешения. Если содержащиеся в материалах ОРД сведения не в полной мере подтверждают наличие признаков преступления (недостаточно задокументированы факты преступной деятельности, имеются сомнения в достоверности основных данных и т.п.), руководитель следственного органа возвращает их начальнику оперативно-розыскного подразделения с письменными рекомендациями (справка) о необходимости проведения дополнительных мероприятий для восполнения имеющихся пробелов или для оперативной проверки имеющихся. При необходимости возникшие проблемы могут обсуждаться на совместных оперативных совещаниях.
При несогласии с выявленными недостатками и рекомендациями по их устранению начальник органа, осуществляющего ОРД, может направить замечания и рекомендации следователя со своими письменными возражениями руководителю вышестоящего следственного подразделения, который в 10-дневный срок, а при необходимости незамедлительно, выражает свою позицию по существу разногласий.
В случае необходимости руководителю вышестоящего следственного органа представляются материалы ОРД с соблюдением порядка обращения с закрытыми документами. Необходимо иметь в виду, что на данном этапе оперативная работа по документированию преступных действий проверяемых не прекращается. Сотрудник оперативного подразделения с учетом совместной аналитической работы со следователем проводит ОРМ по предупреждению и пресечению опасных преступлений, выявлению новых эпизодов совершенных деяний, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, получает дополнительные сведения, могущие иметь доказательственное значение.
После согласования мнений либо выполнив рекомендации следователя и получив информацию от руководителя следственного органа о наличии в материалах ОРД признаков преступления, сотрудник оперативного подразделения представляет в установленном порядке результаты ОРД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Правовой основой представления результатов ОРД являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативнорозыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
В настоящее время основополагающим ведомственным актом является Инструкция о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Напомним, данная инструкция объявлена совместным приказом от имени всех субъектов – органов, осуществляющих ОРД, определенных в ст. 13 Закона об ОРД, согласована с Генеральной прокуратурой РФ, зарегистрирована в Минюсте России.
Результаты ОРД представляются как:
– инициатива органов, осуществляющих ОРД, при наличии у них достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это не что иное, как основание для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). В данной ситуации результаты получены ОРД в процессе выявления признаков, как правило, замаскированных преступлений с установленными лицами, их подготавливающими, совершающими или совершившими;
– выполнение поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении ОРМ в соответствии с ч. 1 ст. 144 и п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ;
– выполнение указания прокурора о проведении ОРМ;
– исполнение требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве;
– исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов, иностранных государств, если это не противоречит международным договорам и российскому законодательству.
При этом следует выполнять требования специальной нормы ст. 17 "Защита сведений о федеральных органах государственной охраны" Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД (ст. 12 Закона об ОРД). Прежде всего о том, что "сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организационные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.
Следует особо оговорить, что результаты ОРД, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам содействие на конфиденциальной основе, в исключительных случаях могут быть представлены соответствующим прокурорам только с письменного согласия лиц. Если такие сведения требуются в связи с привлечением их к уголовной ответственности, то они представляются па общих основаниях (п. 5 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).
Результаты ОРД систематизируются и представляются в виде рапорта или сообщения органа, осуществляющего ОРД. Указанные документы должны нести конкретную юридическую нагрузку, по сути, они выполняют роль официального повода к возбуждению уголовного дела в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, а содержащаяся в них информация в совокупности с иными представляемыми сведениями служит основанием для возбуждения уголовного дела, если дознаватель, орган дознания и следователь увидят в них "наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления" (ч. 2 ст. 140). Выражение "сообщение о преступлении" законодатель применяет ко всем поводам, о чем и сказано в содержании п. 4 ст. 141, п. 1 ст. 142, ст. 143–145 УПК РФ. Это форма сообщения – своего рода доклад об исполнении служебных обязанностей должностных лиц, в соответствии с Законом об ОРД, имеющих к тому же специальные звания.
Рассмотрим эти документы (рапорт и сообщение).
Рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения и регистрируется в органе, осуществляющим ОРД.
В нем указываются признаки конкретного преступления, сведения о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ.
Сообщение о преступлении также составляется инициатором реализации результатов ОРД, в него, помимо сведений о преступлении и подозреваемых лицах, включаются и вопросы необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, которые содержатся в представляемых результатах и их носителях, оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в оперативных материалах, руководителем органа выносится постановление о рассекречивании.
Имеются некоторые особенности в представлении результатов ОРД для осуществления проверки и принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к имеющемуся уголовному делу. В указанных ситуациях выносится специальное постановление о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд в двух экземплярах, которое утверждается руководителем органа (один экземпляр остается в органе).
При представлении результатов, полученных в ходе проведения ОРМ с разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, – проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа или его заместителем.
Если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки, содержащей признаки преступления. В таком случае весь комплект материалов представляется для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если результаты ОРД добыты в ходе проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, то к представляемым материалам прилагаются копии судебных решений о проведении таких ОРМ[1].
Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий (и. 14 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).
Помимо общих сведений, указанных в рапорте или сообщении, о признаках преступления, к ним прилагаются все оперативно-служебные документы, оформляющие результаты конкретного ОРМ – рапорты, акты, справки, протоколы, а также фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеоклипы, схемы, всевозможные официальные и неофициальные документы или их копии, а также любые относимые к делу материальные объекты, добытые в ходе документирования и которые могут являться основанием для возбуждения уголовного дела, оказать существенную помощь и содействие в раскрытии и расследовании преступлений.
В Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд выражена обеспокоенность обеспечением сохранности и целостности направляемых результатов ОРД (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.). Следовало бы дополнить данную рекомендацию точностью учета всех видов передаваемых документов. При регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях необходимо делать полный перечень всех материальных объектов, прилагаемых к основному документу или официальному сопроводительному письму, дабы исключить их утрату. Также в ведомственном нормативно-правовом документе отмечено, что допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором или судом (судьей), хранятся в органе, осуществляющем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (п. 18 Инструкции).