Основания личной власти
Личная власть существенно отличается от власти позиционной. Она связана с личными качествами человека, его ценностными ориентациями и предпочтениями в жизни. При этом может существенно дополнять его позиционную власть.
Первым основанием личной власти служат знания и информация. Человек обладает такой властью благодаря своей эрудиции, умению работать с информацией и накапливать опыт. Данная власть носит название экспертной и подразумевает абсолютный авторитет работника в определенных вопросах.
Эксперт – это человек, которому доверяют. Даже если он не может объяснить своей позиции, а полагается только на интуицию. Его опыт и знания дают ему возможность высказывать мнения, которые трудно или вообще невозможно доказать. Но окружающие воспринимают эти мнения как истинные только благодаря тому, что их высказал эксперт. Многие яркие примеры экспертной власти можно найти в современном искусстве, но символом ее навсегда останется "черный квадрат" К. Малевича. Будучи основателем супрематизма и сформировав имидж эксперта в вопросах искусства, он назвал свою картину великим произведением. Таковым оно является и по сию пору, несмотря на весь скепсис и иронию по этому поводу.
Экспертная власть – это не способность убеждать. На убеждение и доказательство своей правоты всегда тратится много времени, что сильно затрудняет изменение поведения людей, в чем собственно и заключается природа власти. Поэтому убеждение следует считать одним из методов реализации власти, о чем пойдет речь в параграфе 9.5.
Власть, основанная на информации, представляется самой "благородной". Только зависть со стороны других работников может осложнить жизнь профессионала, обладающего абсолютным авторитетом. Кроме того, значение экспертной власти в последнее время резко возросло в связи с повышением специализации технических исполнителей и глобализацией бизнеса. Доскональное знание компьютерных программ, вычислительной техники, систем телекоммуникаций, а также владение иностранными языками составило незыблемую основу экспертной власти в начале постиндустриальной эпохи.
Однако с позиции использования властных отношений в организации экспертная власть отнюдь не безупречна. Скорее она слишком сложна и противоречива, чтобы, полагаясь только на нее, строить свои карьерные планы и создавать фундамент своего личного влияния. Экспертная власть достигается многими годами безупречной работы, а потеряна может быть очень быстро. Чтобы сформировать имидж эксперта, требуется в течение очень долгого времени не совершать ошибок и не принимать неправильных решений. Но несколько ошибок, совершенные подряд, навсегда развеют ореол абсолютного авторитета.
Для того чтобы обладать экспертной властью, необходимо монополизировать определенную сферу деятельности в организации. Например, вы – единственный, кто знает португальский язык, притом что фирма активно налаживает связи с бразильскими партнерами. В этом случае у вас будет сильная экспертная власть, и даже директор может просить вас о некоторых одолжениях, а вы – его. Но как только в фирме появится второй знаток португальского языка, ваша власть уменьшится значительно больше, чем наполовину. Возникнет конкуренция, и вы перестанете быть незаменимым – от вас перестанут зависеть многие из тех, кто ранее так нуждался в ваших знаниях.
Может произойти и так, что монополизированная работником сфера деятельности перестанет быть важной для организации или по объективным причинам работа в ней станет проще, а людей, знающих эту работу, больше. Так, в начале XX в. у директора почти каждого завода был заместитель по электрификации. Только очень знающим людям можно было доверить эту работу. Сегодня электричество воспринимается, как воздух, и любой школьник сможет подключить к розетке любой прибор. Такая же участь совсем недавно постигла и компьютерщиков. В отечественной прессе неслучайно появляются статьи с броскими заголовками типа "Конец эпохи всемогущих сисадминов!". Действительно, компьютер для современного человека перестал быть новшеством. Выяснилось, что в большинстве офисов используется не более десяти хорошо отработанных программ (таких как Word, Excel и др.), и для их отладки совсем не нужен заместитель директора по информации (chief information officer – СIO) и его многочисленная свита. Экспертная власть этих специалистов исчезла из-за объективных изменений, которые претерпевают техника и технология.
Кроме того, возможность пользоваться всеми преимуществами экспертной власти сопряжена не только с наличием знаний, но и с умением их презентироватъ. Эксперт не стесняется своей гениальности, он открыто излагает свою позицию, будучи сам уверенным в своей правоте. В каком-то смысле, экспертная власть – это власть докладчика, а не спичрайтера. Умные мысли связываются именно с тем человеком, который их изложил. Никто не собирается докапываться до истины и выяснять, сто ли это были идеи. Поэтому выдающийся по своему интеллекту, но в жизни скромный и застенчивый специалист никогда не будет обладать экспертной властью. Для таких людей власть, как правило, не является существенным приоритетом в жизни. Этой властью будут обладать их руководители, излагающие их мысли в качестве своих.
В организации экспертная власть человека иногда может даже мешать ему делать карьеру. Поскольку найти замену эксперту трудно, его всеми возможными способами стараются оставить на должности, где его знания наиболее востребованы. Ему будут оказывать всяческие почести, давать награды и премии, но не повышать. Тот же работник отдела сбыта, знающий португальский язык и связанный с экспортом продукции в Бразилию, будет иметь меньше шансов возглавить отдел, чем его коллеги. Он прекрасно знает специфику местного рынка, умеет торговаться с партнерами, приносит большую прибыль фирме. Чтобы вырастить второго такого сотрудника, потребуются годы. Поэтому специалист по сбыту в Бразилии не получит повышения, хотя премии и льготы будут ему обеспечены.
Совсем другое основание личной власти – харизма. Четкого определения харизмы нет и быть не может, хотя это понятие употреблялось еще древними греками. Харитами они называли богинь красоты, грации и изящества. В точном переводе, харизма – это нечто данное свыше (др.-греч. χάρισμα – милость, дар). На практике это означает иррациональную способность нравиться другим людям, вызывать доверие и вести за собой. Наиболее удачную трактовку харизмы можно найти у М. Вебера. Он выделяет три типа господства: (1) традиционный – власть царя; (2) рациональный, или бюрократический, – легитимная власть директора; (3) харизматический – власть пророка или главаря толпы. Именно в сопоставлении этих типов и раскрывается сущность харизмы. Харизматик просто нравится тысячам и даже миллионам незнакомым ему людей.
Неоднозначность понятия харизмы становится ясной при интерпретации слова "дар". Если человек одарен этой способностью свыше (или от рождения и воспитания), он должен иметь возможность пользоваться ею всегда и везде. Но это не так. Способность нравиться людям и вести их за собой зависит от ситуации. Все мы знаем, что в одной компании человек может быть центром внимания, его будут слушать, восторгаться им, а в другой обстановке ему будет трудно вставить даже слово в разговор других людей. При этом сам человек не меняется, меняются лишь обстоятельства. Феномен ситуационного лидерства, рассмотренный в гл. 5, даст более широкое видение зависимости эффективности лидера от сложившихся вокруг него условий.
У харизмы есть географические и временны́е границы.
Гитлер был ярким примером харизматической личности в Германии 1930– 1940-х гг. Его слушали миллионы, плакали от его речей, готовы были пожертвовать жизнью ради его идей. Но те же самые выступления Гитлера за пределами его страны – в Великобритании, Франции, СССР – не вызывали и тысячной доли этих чувств. Скорее его воспринимали как не совсем нормального человека, который кричит, плюет в микрофон, размахивает руками. Примером ситуационного характера харизмы в нашей стране может служить М. С. Горбачев. В первые годы своего правления он был исключительно популярен как на родине, так и за ее пределами. Люди с удовольствием слушали молодого лидера, который умел говорить и много говорил. Но к 1990-м гг. страна радикально изменилась, и в 1991 г. не было более непопулярного политика в России, чем Горбачев. За пределами же страны, особенно на Западе, где не было резких социальных потрясений, его харизма еще долго сохранялась.
Безусловно, феномен харизмы наиболее ярко проявляется в политической жизни. Но и в бизнесе харизма играет не последнюю роль. Стоит вспомнить, что наиболее известный руководитель "Крайслера" Ли Якокка какое-то время сам рекламировал автомобили. Он был настолько популярен и харизматичен, что компании не было нужды нанимать для рекламы звезд спорта или кинематографа. Определенной долей харизмы обладали и обладают Билл Гейтс, Стивен Джобс, Ричард Бренсон, Марк Цукерберг и другие лидеры ведущих мировых компаний. Им харизма помогала и помогает вести за собой персонал компаний, вызывает симпатию у самых широких внешних аудиторий, позволяет выигрывать переговоры с партнерами и государственными деятелями.
В России пока сложилась ситуация, противоположная мировой. Наиболее харизматичные лидеры бизнеса последних десятилетий, что называется, "плохо кончили". Это относится, прежде всего, к М. Ходорковскому, Е. Чичваркину и др. Во многом связанный с государством и зависящий от него отечественный крупный бизнес не стал площадкой, удобной для появления харизматических лидеров. Видя постоянную ротацию бизнесменов и политиков на Западе, российская власть резонно опасается конкуренции со стороны бизнесменов-харизматиков и всячески мешает им осуществлять прибыльные начинания в бизнесе. Кроме того, чтобы быть харизматическим лидером, нужно не всегда говорить то, что нравится властям. Наиболее успешный лидер отечественного крупного бизнеса – В. Алекперов. Уже более двух десятков лет он руководит одной из наиболее преуспевающих компаний России – "Лукойл" и является одним из богатейших людей страны. При этом почти никто не знает его в лицо, почти никто не слышал его речей, почти никто не знает его мнения по вопросам развития страны и мира. Он стал символом успеха, основанного на отсутствии харизмы.
Несмотря на столь нерадостную ситуацию с харизматическими лидерами в крупном бизнесе страны, на уровне прочих организаций харизма всегда будет составлять значимый источник личной власти, часто в сочетании с экспертной властью. Если работник много знает и умеет вызвать симпатию у других, в будущем он резонно может стать одним из влиятельных людей в фирме. Когда к власти эксперта добавляется власть оратора, пророка, этот симбиоз может определить и быстрое повышение по службе, и возможность реализовать многие личные идеи.
Многие годы самые разные ученые – психологи, социологи, политологи – пытаются выявить природу харизмы, определить те качества, которыми харизматическая личность отличается от остальных. Накопленный в результате этих исследований опыт может быть использован в практике организационного поведения. Остановимся на самых общих выводах этих изысканий.
Харизматическую личность в целом отличают три группы качеств:
• личные;
• внешние;
• психологические.
Сегодня в литературе и Интернете можно найти десятки личных качеств, которыми якобы обладают харизматические личности. Большинство из этих качеств носит очень общий, неинструментальный характер: умение ставить цели и добиваться их, уверенность в себе, умение преодолевать страх и т.п. Если обратиться к более узкому перечню, то среди личных черт и качеств (связанных с характером и способностями личности) следует отметить: умение высказывать личное, оригинальное мнение; умение выражать скрытые мнения людей; умение быть независимым, но при этом не конфликтовать. Харизматичный лидер всегда в чем-то оригинален. Чтобы повести за собой людей, он должен, прежде всего, оригинально мыслить. Однако эта оригинальность не должна быть пугающей. Поэтому очень удачным приемом харизматика служит открытое изложение тех мыслей, чувств и интересов, которые обычные люди боятся высказать вслух. В этом будет и непугающая оригинальность, и одновременно схожесть со всеми остальными.
Наиболее харизматичный политик современной России В. Жириновский очень часто пользуется такой тактикой. Он высказывает то, что другие более скованные политики боятся произнести. Вместе с тем он знает, что эти мысли блуждают в головах миллионов. Отсюда специфическая независимость Жириновского, притом, что очень многие считают его "своим".
Независимость не должна приводить к постоянным конфликтам. Если человек постоянно конфликтует с окружающими, он по определению не может быть харизматичным – слишком много у него будет недоброжелателей. Поэтому конфликт может быть лишь эпизодом в деятельности человека, который должен показать свою независимость и умение постоять за себя. Таким образом, это диалектическое сочетание независимости, оригинальности во мнениях и в поведении, с одной стороны, и умения быть "своим", неконфликтным, пераздражающим – с другой, составляет важнейшее личное качество харизматика.
С внешними качествами, определяющими харизматическую личность, в истории возникло наибольшее количество проблем. Неслучайно, многие ученые нарочито стараются обходить их молчанием. Однако в жизни нас очень часто привлекают именно внешние черты личности. Понятно, что понятие красоты и привлекательности принципиально менялось от эпохи к эпохе, от страны к стране, от одного сообщества людей к другому. Но если ограничиться определенным временем и определенной общностью людей, оказывается возможным определить некоторые характерные внешние черты, которые заметно выделяют мужчину или женщину и притягивают к ним благожелательные взгляды. Понятно, что такая внешность будет составлять природный базис харизмы. На деле этот базис совсем не является обязательным. Существуют многочисленные исключения, говорящие о том, что в формировании харизмы личные, интеллектуальные и психологические качества оказываются более важными, чем внешность. Но имея привлекательную внешность, легче и проще при прочих равных условиях стать харизматической личностью. Точно гак же, как и обладая отталкивающей внешностью, стать харизматиком значительно сложнее.
В качестве иллюстрации можно привести один интересный отечественный эксперимент. В ходе президентских выборов 1996 г., единственных выборов в нашей стране с непредсказуемым результатом, группа социологов поставила на одной из центральных улиц Москвы палатку с аппаратом по созданию фотороботов. Прохожих просили зайти в палатку и составить лицо, которое бы на их взгляд в наибольшей степени соответствовало статусу президента страны. Исследователи внимательно фиксировали, каким глазам, ушам и овалу лица люди отдают предпочтение. В конце эксперимента "идеальное" лицо президента России было составлено, и социологи для проверки снова стали приглашать прохожих в палатку и спрашивать, не возражали бы они, если бы президентом России стал человек с таким лицом. В большинстве своем люди соглашались. Среднестатистически составленное лицо привлекательного президента чем-то очень напоминало Штирлица из киноэпопеи "Семнадцать мгновений весны". И действительно, и тогда, и сегодня большинство россиян не возражали бы, если бы президентом стал человек с лицом молодого Вячеслава Тихонова. Таким образом, чем ближе образ мужчины приближается к этому, может быть неявному идеалу привлекательности, тем легче ему сформировать свою харизму.
Современные компьютерные технологии позволяют активно исследовать лица людей и выводить тип идеального лица. В частности американский ученый, доктор С. Маркуорт (Stephen Marquardt) 30 лет изучал различия красивых (общепризнанно красивых – моделей, актрис) и среднестатистических женских лиц. Выводы, к которым он пришел, оказались в принципе предсказуемы: главные пропорции лица должны соответствовать принципу золотого сечения (1:1,618), выведенному еще в Древней Греции. В Интернете по адресу beautyanalysis.com выложена маска идеального лица, приближение к которой позволяет нравиться большинству людей на планете.
Другим внешним, но уже социальным качеством, на которое обращают внимание почти все исследователи харизматических людей, являются их риторические способности. Практически все лидеры-харизматики много, красиво и образно говорят. Их приятно слушать, их речь завораживает аудиторию. В риторике синтезируются энергия личности, ее вера в свои идеи, эрудиция и умение управлять аудиторией. Харизма упомянутого выше Жириновского в значительной степени основывается на его речи – так убедительно, как он, не говорит ни один современный российский политик. В истории яркие политические и профсоюзные деятели могли собирать тысячи сторонников, которые заворожено слушали их речи.
К риторическим способностям можно отнести такое полуприродное качество, как тембр голоса. Тембр голоса, как и музыка, в определенной степени действует на подсознание человека. Неслучайно, что в Средние века была открыта так называемая терция дьявола – сочетание нот, вызывающее страх у людей. Вообще музыка способна возбуждать в нас самые разные чувства. Голос – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Голос харизматичного человека должен проникать в подсознание людей, вызывая доверие и готовность идти за ним. Тембр голоса может существенно снизить нагрузку на смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ речи харизматика. О чем бы он ни говорил – все заслушиваются, и только потом понимают истинный смысл сказанного.
В бизнесе большую роль тембра голоса достаточно быстро осознали сбытовики и маркетологи. Хороший глашатай на рынке или в толпе должен обладать не просто громким, но и притягательным голосом. Это важно и в телефонном разговоре, когда не только слова, но и сам голос могут привлечь, удержать и склонить к покупке. Очень часто с покупателями общаются девушки, которые обладают, как это принято сегодня называть, "бархатным", "сексуальным" голосом.
К третьей, психологической группе качеств харизматической личности относится, прежде всего, высокая самооценка. Сюда относятся: уверенность в себе, любовь к себе, вера в себя, отсутствие комплекса неполноценности. Так или иначе, харизматик всегда нравится себе. Как говорит русская поговорка: сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит. Данное качество не обязательно подразумевает нарциссизм или неумение оценить себя критически. По, даже оценивая свои не самые сильные стороны, харизматик в целом все равно сохраняет высокую самооценку, одобряет себя. Это, может быть, единственное качество харизмы, которое подтверждается всеми экспериментами и исследованиями.
Экспертная власть и власть, основанная на харизме, являются традиционными типами личной власти, о которых много написано. Но, как и в случае с властью позиционной, у личной власти существуют и нетрадиционные основания.
Одно из них – это упорный труд. Его чаще всего отмечают американцы, воспитанные в духе протестантской трудовой морали. Но это основание хорошо работает в любых культурах. Во-первых, упорный труд – это путь к обретению экспертной власти. Человек, который работает больше других, объективно может собрать больше информации и накопить больший опыт. Во-вторых, если человек работает больше коллег, жертвует своим свободным временем ради фирмы, он явно показывает, что разделяет ее цели, и неявно – свою лояльность начальству. Такое поведение не может не вызывать доверия и, следовательно, повышает организационный статус личности. В-третьих, много работая, сотрудник может усилить "злое лицо" власти для своего начальника (см. начало главы). Он берет на себя много дополнительных функций, облегчает жизнь начальнику, одновременно делая его некомпетентным во множестве вопросов. В результате трудоголик создает зависимость начальника от себя и может при удобном случае этим воспользоваться.
Таким образом, люди, в среднем работающее больше других, имеют и больший властный потенциал. Однако здесь, как и в случае с экспертной властью, важен не только сам труд, но и его презентация. Нужно нарочито приходить раньше начальника, а уходить позже. Не нужно стесняться вытирать пот со лба, пить таблетки и, тяжело вздыхая, но при этом стараясь улыбнуться, повторять: "Ну, я, конечно, еще поработаю... для Вас!". Особенно там, где результаты труда трудно измерить, как в большинстве современных офисов, такое рвение чаще всего будет вознаграждено. В свое время на советских субботниках по уборке самых разных территорий, в пример всегда ставили наиболее уставших или умело сделавших вид, что они устали – начальство мало интересовалось тем, кто и сколько сгреб листьев или вынес мусора. Значительно более важным фактором была лояльность, а уставшие работники становились ее живыми символами.
У данного основания существует одно опасное свойство – упорный труд может порождать зависть и конфликты со стороны коллег. Чаще всего отношение к человеку, работающему больше других, выражается всем понятной фразой: тебе что – больше всех надо? Поэтому среди рядового персонала нужно использовать данное основание личной власти с некоторой осторожностью. Особенно это касается таких коллективистских культур, как русская, в которых неприятие всякого рода выскочек может выражаться в резких формах. В среде менеджеров, как правило, такие сложности возникают реже. Они работают отдельно друг от друга, выполняют разные обязанности, и только высшее начальство способно сравнить и оценить их трудовое рвение.
Следующее основание личной власти имеет непосредственную связь с законом как источником власти позиционной. Такое основание может быть названо видимостью легитимности. Оно присуще, как правило, бывшим начальникам, которые привыкли, что им подчиняются, и во всех жизненных ситуациях ведут себя соответствующим образом. Реагируя на этот поведенческий код, окружающие начинают чувствовать себя подчиненными и выполняют все то, что нужно бывшему начальнику. В Советском Союзе такой властью обладали представители номенклатуры – лица, занимавшие должности, для работы на которых требовалось одобрение партийных органов. Это были начальники – менеджеры в чистом виде, которые десятилетиями командовали людьми в самых разных областях – начиная от директора колхоза и заканчивая главным редактором журнала.
Следует обратить внимание на то, что несмотря на очевидную внешнюю заданность этого типа личной власти (стал начальником и постепенно формируешь видимость легитимности), в определенной степени его можно выработать. Для этого в Советском Союзе создавались молодежные организации, где начальником мог стать еще очень юный человек. Главной из них, конечно, являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (Комсомол). Многие из отечественных менеджеров высшего звена в свое время были комсомольскими лидерами.
Наряду с комсомолом видимость легитимности формировалась и в других структурах, где молодые люди могли попробовать себя в качестве топ-менеджеров, – в строительных отрядах, профсоюзах и др. Строительные отряды, как никакие другие организации, формировали будущих лидеров бизнеса. Ведь здесь руководители сталкивались не только с проблемами организации людей, но и с чисто экономическими вопросами, требующими самостоятельных решений.
Даже в странах Восточной Европы, где отношение к коммунистическим партиям и созданным при них молодежным организациям было значительно более критичным, чем в нашей стране, современные лидеры государства и бизнеса в свое время состояли на руководящих постах в этих организациях. Наряду с практическим опытом руководства людьми, они получали еще и видимость легитимности как качество личности, которое помогло им даже в радикально изменившейся среде получить значимые властные полномочия. Вторым после Л. Валенсы президентом постсоциалистической Польши стал А. Квасьневский – один из бывших руководителей молодежи страны и один из лидеров социал-демократической партии, преемницы. Польской объединенной рабочей партии – правящей партии в ПНР. Он пробыл президентом два полных срока (10 лет), и само его избрание и переизбрание свидетельствует о той силе, которую может приобрести видимость легитимности даже недружественном (в данном случае антикоммунистическом) окружении.
Современные попытки создания подобных молодежных полигонов для будущих менеджеров, обладающих властью ("Наши", "Местные" и т.п.), нельзя признать удачными. Однако в данном случае явно видно стремление власти сформировать себе смену лояльных людей, видимость легитимности у которых позволила бы им в будущем легче, чем другим людям, занять руководящие посты в государстве и экономике. При этом для человека, нацеленного на обретение власти, всегда найдутся способы формирования данного качества. Руководство студенческими комитетами в вузах, спортивными организациями, творческими и полуполитическими группами (типа "зеленых") – все это пути для формирования видимости легитимности своей власти уже в достаточно молодом возрасте.
Наконец, последнее основание личной власти – это соответствие ценностям организационной культуры. Человек, обладающий личной властью, должен, безусловно, выделяться из толпы. Но это выделение не может быть нарочитым. Поэтому в целом он должен соответствовать ценностям культуры той организации, где работает. Если в компании существует как нормативный, так и моральный запрет на опоздания, постоянно опаздывающий сотрудник никак не сможет рассчитывать на властные полномочия. Даже если он обладает множеством позитивных качеств, в том числе и экспертной властью в каких-то вопросах, в большинстве случаев он будет восприниматься как аутсайдер. Ему в любом случае будет очень трудно налаживать отношения с руководством, проталкивать свои идеи и своих людей. То же самое касается дресс-кода и других внешних элементов организационной культуры. Властный человек может и должен отличаться от своих коллег (в одежде, поведении, исполнении своих обязанностей и др.), но эти отличия не должны быть отпугивающими, шокирующими, вызывающими. Так, если в офис принято ходить в костюме, властный человек может экспериментировать с галстуками, запонками, фасоном обуви, но не может появиться здесь в рваных джинсах.
Таковы основные источники власти в организации. Одни из них труднодостижимы, другие носят ситуационный характер, третьи почти целиком зависят от воли работника, его желания стать властным человеком, от которого зависят другие и который поэтому может в более полной мере реализовать свои начинания, как идущие на пользу организации, так и выгодные лично ему.