Основание классификации – статус групп

По разным основаниям, но тем не менее связанным со статусом, различают группы реальные и условные, первичные и вторичные, формальные и неформальные.

Начнем с групп, в которых физически людей может и не быть, если, конечно, им не предложить собраться на специальное мероприятие вместе. Условной группой является любое объединение элементов, выделенных (сгруппированных) по какому-либо основанию. В организации можно выделить группу руководителей среднего уровня, группу специалистов с инженерным образованием, группу сотрудников, курящих в местах, не предназначенных для курения, и т.д. Все эти группы являются списками, содержащими данные о сотрудниках, но не группами собранных даже на время вместе людей. Члены таких групп могут никогда не узнать, что они являются членами той или иной группы, но при этом они могут испытывать на себе особое отношение руководства или представителей других групп.

К примеру, списки группы представленных к премированию по итогам года могут быть обнародованы, и все члены организации могут узнать тех, кому посчастливилось оказаться в ней. Более того, тс, которые посчитали себя несправедливо лишенными премии, могут начать демонстрировать негативное отношение к членам группы, которая им кажется группой любимчиков руководства, а последние, в свою очередь, могут и не догадываться, почему на них неприязненно смотрят ранее доброжелательные коллеги.

Как только выделенную по какому-либо признаку условную группу соберут вместе, она станет пусть даже временной, но вполне реальной группой, узнавшей, что объединяет всех собравшихся здесь и имеющей возможность знакомиться, укреплять контакты, формировать микрогруппы внутри этой группы и т.д.

Еще одной разновидностью необычных, но реальных групп, являются виртуальные группы, особенно легко формируемые благодаря глобальной сети Интернет. Они могут быть малыми и, следовательно, контактными, могут быть средними или большими, т.е. частично контактными, но то, что их объединяет (работа над общим проектом, общее увлечение и т.д.), дает основание говорить об относительно устойчивом во времени социальном объединении. Куда более реальном, чем, к примеру, сидящие за соседними столами коллеги по подразделению организации, в которой более или менее включенно работает один из них.

Другим примером групп, являющихся не всегда контактными, и, более того, реальными, являются референтные группы, а также ингруппы (в противоположность аутгруппам). Эти группы гоже можно считать условными. Однако они выделяются любым человеком не столько рационально, осознанно (по определенному четко формулируемому критерию), сколько эмоционально или даже подсознательно. В организации может быть несколько человек, которым симпатизирует конкретный сотрудник. Он может считать их единственными благородными, умными или справедливыми людьми, выделенными из всего подразделения. Поэтому, чувствуя свою причастность к этой условной группе, он может ответить руководителю, что "мы никогда на это не согласимся" или "мы всегда поступаем так-то и так-то", чувствуя себя внутри (in) этой группы, и противопоставляя себя тем, кто не входит в их число и находится за границами (out) группы, существующей только в его воображении. Реальные коллеги с приписываемыми им более или менее правдоподобными свойствами при этом могут существовать, а социальная группа из них, объединенная именно по этому признаку, может никем из них не признаваться как реальная.

Можно ли считать ингруппы синонимом референтных, т.t. значимых для человека, авторитетных групп? Нет. Есть группы (например, высококвалифицированных специалистов), которые очень уважаемы конкретным сотрудником организации. Они могут быть для него крайне значимы, он может ориентироваться в своих решениях на их мнение или даже на свои представления относительно того, как бы они поступили в той или иной ситуации. Однако он может не чувствовать свою причастность к группе таких идеальных специалистов, хотя в перспективе, возможно, постарается стать таким, как каждый из них. Следовательно, эта группа для него не является ингруппой, являясь при этом референтной. Членами референтной группы могут быть исторические персонажи или идеальные модели образцового поведения, вообще не существующие не только в данной организации, но и в современной для человека реальности.

Почему в разделе о групповом поведении мы говорим об этих механизмах индивидуального самоопределения и поведения? Потому что искусство управления групповым поведением предполагает построение идеальных образцов, становящихся значимыми для персонала при выполнении стоящих перед ним групповых задач, т.е. с влиянием на формирование референтных для сотрудников групп. С этим связана, в частности, пропаганда передового опыта и повышение социального статуса лучших сотрудников организации.

Рассмотрим теперь группы первичные и вторичные. В социологии больших групп обращается внимание на эмоциональность конкретных межличностных контактов членов первичных (малых) групп и потерю тесной эмоциональной связи и даже некоторое обезличивание у участников более крупных групп, включающих в себя первичные группы и переходящих от непосредственного к опосредованному общению. Такими группами часто являются коллективы больших подразделений, трудовые коллективы организации в целом и любые другие большие группы, с которыми себя идентифицирует человек. При этом в его малой контактной группе он практически всегда имеет тесные и, как правило, эмоционально окрашенные отношения. А во вторичных группах (объединениях) он просто не может испытывать сильные эмоции относительно каждого члена даже эмоционально значимой для него большой группы. Так, член профсоюзного комитета на кризисном предприятии может иметь тесные взаимодействия с другими членами комитета, но главные его эмоции связаны с заботой о представителях его первичной группы, делегатом от которых он фактически является, хотя заботиться он может и о соблюдении интересов других сотрудников крупной компании.

Понятие первичная группа используется в очень разных контекстах, что сильно размывает обозначаемый им смысл. Так, иногда первичность группы воспринимается во временном аспекте – как только что собранная группа людей, не перешедшая еще на другую стадию своего группового развития. То есть группа в своем исходном, первоначальном или первичном состоянии.

Часто говорят о территориальном аспекте первичных групп – все члены организации приписаны к какому-либо подразделению, работающему в определенном месте. Но в этой связи в организациях могут случаться такие казусы: компания продаст свою продукцию торговым центрам во всех регионах страны и выделила 26 филиалов, единообразно управляемых директором регионального бизнеса. А те продажи, которые делаются в Московской области, курируются уже головным офисом, т.е. не воспринимаются еще одним регионом и под управление директором регионального бизнеса не попадают, что повышает статус таких же менеджеров по продажам, укрепляющихся в убеждении о кардинальной специфике их работы и, следовательно, необходимости соответствующей системы оплаты их труда.

По аналогии с японским менеджментом сейчас все чаще говорят о первичных группах, как о тех местах, где производится реальная ценность для клиента (в отличие от звеньев вспомогательных, управленческих и других неосновных бизнес-процессов компании). В таком случае употребляют японское слово "гемба" – даже высшие руководители периодически должны находиться на гембе, при этом не отдавая распоряжения, а пропитываясь духом и проблемами, существующими на этих самых важных для организации рабочих местах.

Но наиболее привычное употребление понятия "первичная группа" связано с аспектом вертикального представительства. Так, в партийных организациях даже самые высокопоставленные члены руководства часто приписаны к какой-либо первичной ячейке. Оттуда их делегируют на более высокие уровни, часть из них входит в те или иные комитеты, в том числе центральный комитет, оставаясь иногда членами первичных групп, а иногда переходя к группам более высокого уровня.

В обычных, непартийных организациях сотрудники сразу трудоустраиваются в подразделения разных уровней (кого-то принимают на рядовой уровень, кого-то на уровень высшего руководства или топ-менеджмента). Но у каждого из них есть свой непосредственный руководитель, и в этом смысле руководители всех подразделений являются представителями первичных групп, заботящимися и управляющими работой своих непосредственных подчиненных. По можно ли их называть линейными руководителями, а линейные подразделения первичными группами? Кто-то считает, что да, кто-то, что нет. Иногда всех непосредственных (а не вышестоящих) руководителей называют линейными, иногда нет, предполагая, что только самая нижняя, базовая, основная, первичная линия может возглавляться линейными руководителями. А руководители следующих уровней называются средним и высшим менеджментом. При этом даже англоязычные тексты используют термин "супервайзер" иногда применительно к линейным руководителям, управляющим низовым или основным рабочим персоналом, а иногда применительно к контролерам (наблюдателям, ревизорам), которые представляют интересы компании в целом и осуществляют функции не всего руководства, а только контрольную их составляющую.

Еще одной разновидностью групп, определяемых иногда в аспекте первичных-вторичных, являются разного рода временные или проектные группы. Поскольку они имеют цель разрешить какую-либо значимую для организации проблему, их иногда называют проблемными или целевыми группами. Однако оба эти термина закрепились в восприятии с другими смыслами: не разрешающие, а создающие для кого-то проблемы и являющиеся не субъектами, а объектами целевых исследований и воздействий (например, в маркетинге), поэтому данными терминами в иных смыслах лучше всего не пользоваться.

В отличие от первичных, или натуральных, команд (групп, работающих непосредственно на своих рабочих местах людей), вторичные группы называются также межфункциональными командами или рабочими группами. Вторичными эти группы иногда считаются потому, что они осуществляют не свою основную, первичную функцию (бухгалтерия должна осуществлять бухучет), а какие-то иные, дополнительные к основным функции (группа из нескольких бухгалтеров, к примеру, может принимать участие в подготовке корпоративного праздника). Однако создаваемые для этих вторичных к основной деятельности целей группы становятся, как правило, очень активными малыми контактными группами, совсем не склонными к опосредованным, малоэмоциональным и отстраненным взаимодействиям их членов между собой, что свойственно классическим вторичным группам. Следовательно, и в данном случае лучше говорить не о вторичности проектных групп, а об их временности, как правило, ограниченной периодом выполнения соответствующего проекта. В тех случаях, когда (как это часто бывает) проект завершен и проектная группа официально прекращает свое существование, она может стать очень сплоченной компанией друзей, поменяв статус с формального на неформальный.

Рассмотрим теперь формальные и неформальные группы. Причиной формирования неформальных групп являются личные выборы членов групп и иногда объединяющие членов группы общие обстоятельства. Условием утверждения формальных групп являются официальные решения субъектов власти.

Четкая организационная структура, как правило, однозначно позиционирует членов организации как относящихся к тому или иному подразделению с соответствующим подчинением руководителю этого подразделения. То есть сотрудника приказом по компании официально приписывают к определенному месту (ячейке) в структуре организации. Таким образом, все оказавшиеся в одном подразделении сотрудники становятся членами общей формальной группы независимо от того, нравятся они по-человечески друг другу или не нравятся. При этом малая группа (отдел, например), может по составу быть очень не привлекательной для сотрудника, средняя группа (департамент, например) может включать в себя несколько симпатичных ему специалистов и, может быть, даже руководителей, а большая группа (компания в целом) может вызывать чувство гордости за свои достижения, что укрепляет желание этого сотрудника оставаться членом такой замечательной организации. С целью преодолеть антипатии он может начать идеализировать высшее руководство или ведущих специалистов данной компании, включая их в свою референтную группу, а также, скорее всего, будет выстраивать тесные контакты с ближайшими коллегами по департаменту, создавая с ними неформальную микрогруппу (малую группу) внутри своей формальной средней, но не малой группы (отдела).

Как управлять такими хитросплетениями симпатий-антипатий и не всегда очевидных привязанностей и контактов? Слабые руководители видят только формальные группы и могут тратить много сил на создание сплоченной команды своего отдела. Сильные, т.е. "глубоко мыслящие", руководители пытаются учитывать неформальные объединения и даже референтные для разных людей группы при взаимодействии с формально подчиненными им людьми. Легче всего это сделать, имея взаимноуважительное отношение с неформальными лидерами, находящимися внутри формальных организационных групп.

Но даже внутри формальных организационных структур не все однозначно. Современные организации предпочитают сложные структуры, а в них, например в матричной или в проектной структурах, нарушен существенный принцип классического менеджмента – принцип единоначалия. При пересечении территориального принципа разделения групп с функциональным принципом разделения и подчинения сотруднику трудно определиться, членом какой группы он приоритетно должен считать себя. Так, маркетологи филиалов, занимая рабочие места в филиалах и административно подчиняясь директору филиала, могут быть более сильно связаны по работе с директором по маркетингу, находящемуся в головном офисе. Именно он может фактически управлять их работой, направлять в командировки, утверждать премии и предоставлять отпуска (иногда согласовывая свои решения с директором филиала, а иногда и нет), проводить онлайн совещания в группе своих непрямых, но функциональных подчиненных, лишь изредка собирая их вместе. И для такого сотрудника группа маркетологов филиалов может быть основной малой формальной (вторичной) группой, более значимой, чем коллеги по филиалу, с которыми он общается преимущественно в обеденный перерыв и по пути домой.

Итак, если мы говорим о социальных группах, то ищем объединяющий людей признак. Поскольку признаков классификации групп много, то много и видов групп. Вместе с тем малая группа как контактная и относительно стабильная во времени может служить наиболее бесспорным примером социальной группы. Соотношение между различными видами социальных групп наглядно представлено на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Различные виды социальных групп