Лекция 10. Осип Мандельштам (1891-1938)
После изучения данной главы студент должен:
знать
• основные периоды творчества и особенности поэтического мира О. Э. Мандельштама;
• философско-художественное ОГЛАВЛЕНИЕ и основные принципы поэтики прижизненных лирических книг и циклических комплексов 1930-х гг., при жизни поэта нс опубликованных ("Московские стихи" и "Воронежские тетради");
• ОГЛАВЛЕНИЕ основных литературно-критических и прозаических произведений О. Э. Мандельштама;
уметь
• проследить связь художественной практики О. Э. Мандельштама с акмеистической доктриной; определить роль поэта в выработке художественных канонов нового течения (на материале статьи "Утро акмеизма" и сборника "Камень"); увидеть специфику преломления "петербургского текста" в его раннем творчестве;
• вычленить факторы, воздействующие на художественное мировоззрение О. Э. Мандельштама; показать, каким образом изменение картины мира влечет за собой изменение модели творческого поведения и принципов поэтики;
• проанализировать закономерности развертывания авторского мифа поэта во взаимодействии с эпохальными событиями и сменой политических и идеологических установок (на материале сборников и циклов 1920-1930-х гг.);
• объяснить, почему О. Э. Мандельштам в 1930-е гг. называл акмеизм "тоской по мировой культуре"; выявить основные способы работы с интертекстами (античным и библейским пластом, литературной классикой; архитектурной, театральной, музыкальной сферами культуры) и определить их функции;
владеть
• понятиями "лирический мотив", "мифопоэтика", "интертекст", "авторский миф", "поэтическое отождествление", "смысловая аналогия", "метафора", "метонимия", "звукосемантика";
• навыками мотивно-образного, мифопоэтического и интертекстуального анализа лирического произведения.
Осип Мандельштам стоит в ряду наиболее выдающихся российских поэтов XX в. Его стихи содержат лирико-философские прозрения и экзистенциальные догадки о внутренней жизни души и парадоксах времени, о путях истории и судьбах культуры. В центре его акмеистической философии стояло слово, которое было для него "божественным Логосом" и "Психеей", "тысячествольной цевницей" и "маленьким акрополем". Определив акмеизм как "тоску по мировой культуре", а искусство – как "игру Бога с художником", Мандельштам разработал новую поэтическую семантику, сделав свой поэтический язык поистине "домом бытия".
В творчестве Мандельштама четко выражены несколько периодов, каждому из которых соответствуют те или иные представления о мире и задачах художника. Изменение картины мира влечет за собой изменение лирических способов воплощения переживания, что, в свою очередь, знаменует смену творческого периода. Каждый из периодов (соотносимый с определенным историческим этапом российской жизни), отражен в завершенной книге стихов или циклическом комплексе. Кроме того, каждый творческий период отмечен созданием теоретических статей или литературно-критических очерков, в которых осмысляется как цеховая, так и индивидуальная эстетика и обосновывается собственная поэтологическая стратегия. Так, первому периоду (1908–1915) соответствует "Утро акмеизма" (1913), второму (1916–1920) и третьему (1921 – 1925) – "Слово и культура" (1921), "О природе слова" (1922), четвертому периоду – "Разговор о Данте" (1933).
Мандельштам, будучи "чистым" лириком, параллельно прокладывал новые пути и в прозе. Его "Шум времени" (1923–1924), "Египетская марка" (1927), "Четвертая проза" (1930) и "Путешествие в Армению" (1931–1932) являют собой жанровый сплав, в котором лирическая рефлексия и автобиографические наблюдения переплетаются с публицистической риторикой, историософские размышления – с пластически точным воссозданием духа времени.