Ошибки в разработке и представлении бизнес-планов

Даже самая малая практика во много раз ценнее любой теории.

Закон Уккера

Об ошибках в разработке и представлении бизнес-планов аналитик инвестиционного департамента РАИНКО Мария Александровна Шабашова имеет следующее мнение.

"ООО "Русско-Азиатская инвестиционная компания" (РАИНКО2) - динамично развивающаяся управляющая компания, которая реализует инвестиционные проекты в перспективных отраслях экономики России и зарубежных стран. Стратегия компании заключается в построении и реализации системы эффективного бизнес-управления инвестиционными проектами преимущественно долгосрочного характера, направленными на достижение лидерских позиций и экономического роста компаний в рамках сформированного портфеля. Работа аналитиков инвестиционного департамента компании заключается в анализе представляемых бизнес-единицами группы (дочерними компаниями) бизнес-планов с целью оценки экономической эффективности и целесообразности софинансирования со стороны головной компании.

Несколько типичных замечаний отмечается по представляемым бизнес-планам. Замечания касаются как оформления заявки на поддержку инвестиций, так и по существу изложения стратегии развития компании.

Практически во всех бизнес-планах не соблюдается структура, отсутствуют общепринятые разделы. Довольно часто отсутствует раздел о маркетинге и продвижении продукции. Например, предприятие производит сахар и считает, что этот товар не нуждается в каком-либо продвижении или рекламе. Однако даже в сфере Ь2Ь заводу необходимо заявить о себе, а значит будут затраты на продвижение и какая-то маркетинговая стратегия, например использование прямых продаж.

Проблемой для всех бизнес-планов является резюме. Сюда могут записать всевозможную информацию, начиная от реквизитов компании и заканчивая кратким описанием рынка. Для нас, аналитиков, резюме - это краткое описание всего бизнес-плана, основные моменты, которые более подробно рассмотрены в самом документе.

Требуется также уделять внимание форматированию и стилю написания бизнес-планов. Текст с новыми вариантами форматирования на каждой странице создает не очень хорошее впечатление, так же как и большое количество ошибок. Слишком "нагроможденные" фразы затрудняют восприятие информации.

Не следует раздувать отдельные разделы бизнес-плана. К примеру, был представлен бизнес-план, половина которого представляла собой описание рынка, причем про саму компанию там почти ничего не было сказано. Часто наблюдается дублирование информации.

Основной недостаток - недостаточное внимание к экономико-финансовой составляющей бизнес-плана. Именно эта часть, в конечном счете, больше всего интересует инвесторов, поскольку решение об инвестировании будет приниматься именно на основе цифр. Достаточно часто наблюдается подробное описание направлений инвестирования средств, по не раскрывается, как эти вложения отразятся на финансовых показателях деятельности компании. Например, не анализируется, к какому росту производительности или сокращению издержек приведет модернизация производства. В результате непонятна целесообразность вложений. Неплохо указать ключевые показатели, специфичные для бизнеса (урожайность ц/га - для сельского хозяйства, power ratio -для медиа).

Часто не указываются стратегические цели компании, что не позволяет сопоставить направления инвестирования с общей стратегией.

В некоторых бизнес-планах не указана общая сумма требуемых инвестиций или завуалированы направления расходования средств. Часто подробно описывается использование части инвестируемых средств, на что пойдет остальная часть из бизнес-плана - неясно.

Очень редко включается информация об альтернативных инвестиционных возможностях компании, хотя было бы полезно сопоставить варианты другого объема финансирования с соответствующими выгодами и затратами, а также альтернативные направления расходования средств для компании.

Если компания состоит из нескольких дивизионов, следует указать направление и размеры натуральных и денежных потоков между ними. Это тоже мало кто делает.

Основные аспекты, которые интересуют инвесторов и должны найти отражение в бизнес-плане: стратегические цели бизнеса, соответствие им представляемого варианта развития компании, объем и направления расходования инвестиций, желательно их временная разбивка, альтернативные инвестиционные варианты, количественно оцененные эффекты от вложения средств, финансовые показатели бизнеса после реализации инвестиционного проекта".