Ориентация

На втором этапе продуктивно организованного урока задаются пределы, условия, характеристики учебного материала, который будет изучаться. Здесь педагог разъясняет свои надежды, четко определяет цель, объем и структуру будущей работы, информирует, каким способом будут фиксироваться и оцениваться результаты. Задачи этапа:

1) добиться осознания следующих шагов в формировании новых знаний, умений;

2) обеспечить сознательность и последовательность изучения материала, формирования системы знаний, умений, способов поведения.

Полное понимание смысла обучения и воспитания достигается тогда, когда ученики самостоятельно могут установить, в каком направлении будет развиваться изучение материала. Например, выучили свойства прямоугольного треугольника. А зачем? Что с этими знаниями делать дальше? Где и с какой целью их можно применить? Триумфом учителя можно считать, если дети сами подскажут направление последующей деятельности: они в теме, они понимают, они в процессе.

Общая структура ориентировочного этапа такова:

1) краткая характеристика содержания, связей между новыми и изученными знаниями, умениями;

Рис. 12.6. Ориентация

2) объяснение (если необходимо) порядка изучения нового – из каких частей будет состоять освоение нового содержания, какова роль учеников при рассмотрении каждой его части.

Ориентировочный этап занятия можно расширить и объединить с пропедевтической практикой (рис. 12.6). Тогда он приобретает гибкую структуру, например:

1) вводные упражнения с целью актуализировать опорные знания, умения, личный опыт учеников, которые будут необходимы при изучении нового материала;

2) творческие упражнения, которые выходят за пределы изученного и требуют самостоятельного поиска новых знаний для решения поставленных задач.

Презентация

После проверки пройденного и установления готовности обучаемых продолжать обучение осуществляется презентация, т.е. представление, изложение новых знаний. Учитель обучает: объясняет, показывает, демонстрирует, приводит примеры. Основной метод обучения – объяснение и показ; для воспитания это разъяснение и пример.

Как известно, продуктивность объяснительно-иллюстративного обучения, при котором учитель много работает, объясняя и показывая, невысока – примерно 15%. Продуктивный урок требует иной активизации – самостоятельности обучаемых. Парадоксально, но заставить учебно-воспитательный процесс вращаться вокруг ученика может только тот учитель, который руководит с "капитанского мостика", находящегося в дальнем углу класса, при этом учитель как бы потерялся для учеников.

Максимальное время презентации – 15 мин. За это время нужно успеть изложить материал трижды: повторить его три раза во все более сокращенном виде (рис. 12.7).

Рис. 12.7. Презентация

Почему действовать нужно именно так? Установлено, что после первого прослушивания (прочитывания) материала в памяти ученика остается не больше 12–15% знаний. По законам забывания оно быстро улетучивается. Второе повторение увеличивает процент запоминания на 5–8 единиц, а третье добавляет еще 2–3%. В сумме получается 20–22% (рис. 12.8).

Однако ценность многократного повторения заключается не только в повышении показателя усвоения: намного важнее рост показателя понимания, ведь материал повторяется не дословно, а каждый раз в уменьшенном (свернутом) виде. Первое, наиболее полное, изложение материала нужно завершить за 8–9 мин. Потом выбрать наиболее важные понятия и связи между ними и изложить их повторно за 4–5 мин. Для третьего изложения нужно отобрать лишь самые главные понятия и связи и изложить их за 2–3 мин.

Рис. 12.8. Влияние количества повторений на показатель усвоения

Эффективность этого приема блестяще доказана в практике В. Ф. Шаталова. Именно благодаря доведенному им до высшего уровня совершенства трехкратному объяснению выдающийся педагог добивался понимания и усвоения знаний, умений всеми учениками.

Правила доступного объяснения (рассказа) следующие.

1. Язык педагога простой, понятный ребенку.

2. Тон – веселый, представление – с юмором.

3. Рассказ максимально краток, содержателен и глубок, иными словами, талантлив.

4. Каждая идея проиллюстрирована понятным примером.

5. Каждая идея (мысль) проиллюстрирована рисунком.

6. Непонятные и допускающие двойное толкование слова отсутствуют.

7. Новые термины вводятся очень осторожно и многократно объясняются в разном контексте.

8. Объяснение системное – разбито на части, пункты и подпункты.

9. Важные мысли и факты выделены.

10. Составляется опорный конспект или интеллектуальная карта.

Успешное усвоение нового материала во многом зависит от качества первого объяснения. Учителя, которые стремятся научить хорошо, больше времени уделяют разъяснению непонятного. Ход объяснения может быть следующим. Материал разбивается на малые части (блоки, порции, шаги) и изучается постепенно, шаг за шагом, так, чтобы каждый шаг можно было рассмотреть обстоятельно. В каждом блоке материала приводится достаточное количество примеров. Учитель показывает, как нужно выполнять упражнения, моделирует ситуацию. Практикуется многократное возвращение к наиболее сложным моментам, новым терминам.

В соответствии с правилами применения наглядности в обучении педагог обязан позаботиться о необходимом и достаточном количестве адекватного иллюстративного и демонстративного материала.

На этапе презентации каждый ученик составляет собственный опорный конспект изученного материала, чем достигается решение по крайней мере двух задач. Во-первых, ученик не просто пассивно слушает учителя: он обязан отобразить услышанное – выделить и очень кратко записать главное, исследовать, что из чего вытекает и как между собой связаны понятия, которые исследуются. Во-вторых, ученик создает собственную символическую (интеллектуальную) карту, которая будет служить ему подспорьем при воспроизведении изученного.

Педагог рассказывает, как готовится опорный конспект. Своими очень сжатыми записями на доске он подсказывает основное направление развития идеи. Не допускается показ готового конспекта с помощью технических средств, ведь тогда работа ученика сводится к простому перерисовыванию картинки в собственную тетрадь, а познание не осуществляется. Учитель объясняет, что опорное конспектирование с помощью сокращений, обозначений, символов, стрелок, соединений и т.п. является очень экономной формой кодировки мыслей и заменяет нерациональное линейное конспектирование, которое сегодня активно изымается из практики обучения. Широкое распространение получает технология подготовки карт мышления, карт интеллекта. Последнее веяние педагогической "моды": в конце каждой темы учебника подается "доска", т.е. то, что нарисовал на доске учитель во время объяснения нового материала, его опорный конспект. Обучаемые фотографируют все, что написано на доске, на свои мобильные телефоны.

Иногда для разнообразия серых и трудных продуктивных уроков нужно прибегать к обсуждениям, дискуссиям, дидактическим играм (особенно на уроках истории, литературы в старших классах), во время которых учитель проверяет, как поняли ученики новые концепции, понятия и термины. Он не спрашивает, как это делается обычно, поняли ли все ученики материал, нет ли у них вопросов. Он обязательно и обстоятельно спросит каждого, что и как он понял, выяснит, сколько материала и как усвоено. Риторический вопрос "Все понятно?" не задается никогда: учителя, которые стремятся научить качественно, постоянно задают вопрос на понимание материала. Задаются, как в тестах, четкие и однозначные вопросы, которые требуют конкретных ответов. Часто учеников просят объяснить, как был получен тот или иной ответ.

Формулируя вопросы на проверку понимания, полезно придерживаться следующих правил.

1. Задавать конвергентные (сходящиеся), а не дивергентные (расходящиеся) вопросы.

2. Давать возможность отвечать на вопрос всем без исключения ученикам, а не только тем, кто поднимает руку или громче других выкрикивает ответ. Это можно обеспечить несколькими способами, например, сначала назвать того ученика, который будет отвечать, потом того, кто будет оппонировать. Иногда детей просят отвечать вместе.

3. Большую часть времени (75–90%) отводить на обсуждение и упражнения, в которых осуществляется закрепление изученного.

4. Избегать вопросов, не относящихся к делу.