Органы внешней разведки
Согласно Федеральному закону "О внешней разведке" разведывательную деятельность осуществляю! дна вида федеральных органон исполнительной власти:
а) организационно самостоятельный орган внешней разведки;
б) органы внешней разведки, входящие в структуру других федеральных органов исполнительной власти. К первому виду органов принадлежит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), ко второму - орган внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление), органы внешней разведки федеральной службы безопасности [62. Ст. 10].
Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ. При этом он осуществляет следующие виды деятельности: 1) определяет задачи разведывательной деятельности: 2) контролирует и координируй деятельность органов внешней разведки РФ; 3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ; 4) назначает руководителей органов внешней разведки РФ.
СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
ГРУ Минобороны России как орган внешней разведки осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Законом о службе безопасности.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.
Органы внешней разведки РФ для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать методы и средства, отвечающие требованиям, установленным федеральным законом. Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ. ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных правовых актов по указанным вопросам составляет государственную тайну. Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки РФ в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, а также путем проверки Счетной палатой РФ исполнения утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ органов внешней разведки РФ. В этих целях в Счетной палате РФ создана специальная группа из числа се членов, которая вправе запрашивать из органов внешней разведки РФ документы по вопросам исполнения смет расходов, заслушивать па закрытых заседаниях отчеты руководителей органов внешней разведки РФ.
Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки РФ конфиденциальное содействие, а также об организации, методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки РФ в предмет прокурорского надзора не входят [62. Ст. 10-13, 24, 25; 197. Ст. 21].