Органы управления ВТО
Система органов управления ("структуры") ВТО определяется ст. IV Марракешского соглашения и включает в себя[1]: (1) Министерскую конференцию (Конференцию министров); (2) Генеральный совет, который выполняет также функции (3) органа по разрешению споров и (4) органа по обзору торговой политики; (5) Комитет по торговым переговорам; (6) профильные Советы – (а) но торговле товарами, (b) по торговле услугами и (с) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; (7) вспомогательные органы; (8) Секретариат и (9) Генерального директора.
Министерская конференция (Конференция министров) (п. 1 ст. IV)
"The WTO belongs to its members"[2]. ВТО принадлежит своим членам. Именно поэтому высшим органом управления ВТО считается общее собрание ее членов в лице представителей стран- участниц, роль которых обыкновенно выполняют министры экономики или торговли. Отсюда и наименование этого органа – Министерская конференция или Конференция министров (the Ministerial Conference). Аналогичным корпоративным институтом является общее собрание членов корпорации (акционеров, участников и т.п.).
Конференция министров (подобно всякому общему собранию членов любой корпорации) не является постоянно действующим органом. Она созывается периодически по мере необходимости, но не менее одного раза в два года. В среднем примерно так и происходит – случаев созыва чрезвычайных конференций пока (насколько мне известно) не было. Всего с начала функционирования ВТО (т.е. с 1 января 1995 г.) имело место девять таких Конференций – в Сингапуре (с 9 по 13 декабря 1996 г.), в Женеве
(18–20 мая 1998 г.), п Сиэтле (30 ноября – 3 декабря 1999 г.), Дохе (9–13 ноября 2001 г.), Канкуне, Мексика (10–14 сентября 2003 г.), Гонконге (13–18 декабря 2005 г.), Женеве (30 ноября – 2 декабря 2009 и 15–17 декабря 2011 гг.[3]). Последняя, пока что Девятая Конференция министров ВТО проходила в Бали (Индонезия), с 3 по 7 декабря 2013 г. Как видно, единого раз и навсегда определенного места проведения заседаний у Конференции нет – она работает в различных странах-участницах ВТО, готовых ее принять. Две предпоследние конференции заседали в Женеве, в штаб-квартире Организации. Отдельного официального сайта у самой Конференции нет, но информация о всех Конференциях имеется на английском сайте ВТО[4].
"Конференция министров выполняет функции ВТО и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член..." (п. 1 ст. IV Марракешского соглашения). Именно Конференцией решаются также вопросы о присоединении к ВТО новых членов. Такие решения о присоединении принимаются Конференцией министров в виде одобрения ею соглашения с соответствующей страной об условиях ее присоединения к ВТО большинством в 2/3 от общего числа голосов (п. 2 ст. XII Соглашения).
Среди прочих полномочий Конференции особенно интересны три.
Во-первых – это наличие у нес (наряду с Генеральным советом – см. о нем ниже) исключительного права толкования Марракешского и иных многосторонних соглашений, образующих правовую основу ВТО. Такое толкование дается в соответствии с рекомендацией Генерального совета, надзирающего за выполнением соответствующего Соглашения; решение о толковании принимается большинством в 3/4 от общего числа членов (п. 2 ст. IX Соглашения).
Во-вторых, Конференция министров вправе в исключительных (чрезвычайных) обстоятельствах освободить кого-либо ил членов ВТО от обязательств, принятых им на себя по Марракешскому или любому иному многостороннему торговому соглашению. Рассмотрение такого вопроса начинается по ходатайству заинтересованного члена и должно быть завершено в течение 90 дней. Положительное решение по данному вопросу может быть принято, опять-таки, только квалифицированным большинством голосов в 3/4 от общего числа членов ВТО (п. 3 ст. IX Соглашения). Оно должно "...устанавливать наличие исключительных обстоятельств, его оправдывающих, содержать сроки и условия его применения, а также дату окончания его действия. Решение об освобождении от обязательства на период более одного года вновь рассматривается Конференцией министров не позднее чем через один год после его принятия, а затем ежегодно до его отмены. При каждом таком рассмотрении Конференция министров исследует вопросы о наличии чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих такое освобождение, а также о соблюдении всех его сроков и условий. Конференция министров на основе таких ежегодных рассмотрений может продлить действие такого решения, изменить или отменить его" (п. 4 ст. IX Соглашения).
В-третьих, именно Конференция министров рассматривает предложения стран-членов, а также трех профильных Советов (см. о них далее) о поправках к Соглашениям ВТО. Если предлагаемые поправки таковы, что их принятие нс повлечет изменений обязательств стран-членов, то они могут быть приняты большинством в 2/3 от общего числа голосов; в ином случае для принятия поправок необходимо большинство в 3/4 голосов от общего числа или же – по вопросам, перечисленным в п. 2 ст. X Марракешского соглашения – единогласие (подробно – см. всю эту самую ст. X).