Лекция 22. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные нормативные правовые акты, регулирующие формирование и деятельность Правительства РФ;

• принципы деятельности органов исполнительной власти;

• полномочия Правительства РФ;

• организацию деятельности Правительства РФ;

• типологизации) органов исполнительной власти;

• влияние федеративного характера российского государства на систему органов исполнительной власти;

уметь

• определять полномочия Правительства РФ по соответствующим нормативным правовым актам;

• отличать разные виды органов исполнительной власти;

• устанавливать иерархию между актами органов исполнительной власти;

владеть навыками

• определения высшей юридической силы актов Президента РФ и Правительства РФ;

• установления наличия (отсутствия) в действиях членов Правительства РФ фактов несоблюдения ограничений для данного вида должностных лиц;

• определения правильности оформления актов органов исполнительной власти.

Исполнительная власть: сущность, принципы организации

Исполнительная власть представлена наибольшим количеством различных органов и их должностных лиц. Численность ее служащих в десятки, а то и в сотни раз превышает численность должностных лиц и служащих других ветвей власти. Исполнительную власть в большинстве стран юридически возглавляет президент (США, Индия и др.), но на деле положение его в различных государствах не одинаково. В президентской республике он и юридически, и фактически глава исполнительной власти (США), а в парламентарной республике фактически во главе исполнительной власти находится правительство, по совету (а в действительности – по указанию) которого действует президент.

Министерства, службы и агентства являются органами отраслевого управления. Каждое из них ведает своей сферой деятельности (государственными финансами, сельским хозяйством и т.д.). На местах министерства могут иметь свои органы управления, отделы (иногда они обобщенно называются делегатурами министерств), которые занимаются вопросами, относящимся к общегосударственной компетенции (в федеративных государствах, в том числе в России, предметами исключительного ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов). Некоторые свои полномочия эти отделы могут передавать (с согласия министерства) местным органам самоуправления с одновременной передачей им материальных средств, необходимых для осуществления таких полномочий.

В субъектах федерации государственная исполнительная власть принадлежит либо избранным гражданами этих субъектов главам администрации, обычно называемым губернаторами (Россия, США), либо наследственным местным монархам (эмирам эмиратов в ОАЭ, султанам в большинстве штатов Малайзии), либо местным правительствам, сформированным парламентом субъекта федерации (Германия, Индия). В последнем случае зачастую действуют также назначенные президентом в субъекты федерации губернаторы (Индия, Пакистан), но они рассматриваются, прежде всего, как представители центра и непосредственно исполнительно-распорядительной деятельностью не занимаются.

В территориальных коллективах (муниципальных образованиях в России) исполнительная власть местного самоуправления, как правило, принадлежит либо коллегиальному исполнительному органу (джунте в Италии), либо председателю такого органа (Франция), либо мэру.

Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации заложены в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", развиты в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Статья 110 Конституции РФ

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Система органов исполнительной власти испытывает на себе существенное влияние федеративной природы Российского государства, в связи с чем выделяются органы исполнительной власти федеральные, территориальные и субъектов РФ. Высшим органом исполнительной власти Российской Федерации является Правительство РФ.

Деятельность органов исполнительной власти основывается на ряде конституционных принципов.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В общую систему этих органов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

в) органы исполнительной власти субъектов РФ.

В пределах предметов совместного ведения и полномочий Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в стране. Органы исполнительной власти субъектов РФ, действующие в пределах предметов их ведения, не входят в единую систему исполнительной власти.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативных правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти Федерации и ее субъектов путем закрепления строгого соответствия региональных актов актам федерального уровня.

Принцип сочетания централизации и децентрализации связан с федерализмом. Централизация вытекает из единства системы органов исполнительной власти, обусловленного наличием предметов ведения и полномочий, находящихся в компетенции федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должны осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны федеральных органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам управления. Например, передача полномочий федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам.

Принцип законности означает строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти.