Органы государственной власти субъектов РФ
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ все ее субъекты самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Возглавляют систему органов государственной власти субъектов РФ президенты республик, губернаторы краев, областей, мэры городов. Названные должностные лица наделяются полномочиями законодательными собраниями субъектов РФ но представлению Президента РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ называются по-разному. Это, например, Народное Собрание Республики Дагестан, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Верховный Хурал Республики Тыва, Московская городская Дума. Они избираются всенародно сроком от четырех до пяти лет.
По внутренней структуре законодательные (представительные) органы в большинстве субъектов однопалатные. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); Государственная Дума Ставропольского края; Законодательное Собрание народных депутатов Еврейской автономной области и некоторые другие законодательные органы, где принята двухпалатная структура, например Палата Представителей и Законодательная Палата Государственного Собрания (Курултая) Башкортостана.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции принимают законы, обращения, декларации.
Исполнительную власть в субъектах РФ представляют правительство соответствующего субъекта и отраслевые органы управления: республиканские министерства, службы, агентства, надзоры, департаменты областей, краев, автономных образований, городов федерального значения.
В субъектах РФ действуют также подразделения федеральных агентств, федеральных служб и надзоров.
Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют исполнение законов, государственного бюджета, распоряжаются имуществом, относящимся к собственности субъекта, осуществляют программы в области экономики, культуры, социальной политики, обеспечение законности, охрану прав граждан, борьбу с преступностью и др.
Координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти осуществляет Президент РФ с помощью своих полномочных представителей в федеральных округах.
Коллизии, т.е. разногласия но вопросам компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, разрешает Конституционный Суд РФ.
Судебная система РФ. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основным документом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".
Важное значение имеют положения ст. 125—127 Конституции РФ, так как они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а также место тех судов, которые подчинены им.
В ст. 125 Конституции РФ определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Конституционному Суду РФ отведена особая роль. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Но его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику в целом.
Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127 Конституции РФ, то им определено несколько иное место. Каждый из них имеет свою подсистему судов, за деятельностью которых осуществляет судебный надзор и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы определяется предписаниями ряда федеральных, в том числе конституционных, законов: от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Из конституционных положений и положений названных законов можно сделать три основных вывода.
1. Правосудие могут вершить только суды, наделенные соответствующими полномочиями. Они же могут осуществлять и другие образующие судебную власть полномочия. К их числу относятся:
— конституционный контроль;
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
— обеспечение надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений;
— дача разъяснений по вопросам судебной практики;
— участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Эти полномочия могут осуществлять только те суды, которые входят в состав судебной системы РФ. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, осуществляющих правосудие или иные полномочия из числа названных.
2. Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида: суды федеральные и суды субъектов РФ.
3. Совокупность федеральных судов группируется в три подсистемы (блока): суды общей юрисдикции (гражданские и военные), арбитражные суды, а также Конституционный Суд РФ.
Среди федеральных судов особая роль отведена Конституционному Суду РФ, состоящему из 19 судей. На него возложено одно из основных полномочий судебной власти — конституционный контроль. Суть такого контроля заключается в обеспечении соответствия предписаниям Конституции РФ (конституционности) федеральных законов и ряда других правовых актов, а также в официальном толковании предписаний Конституции РФ и даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Пределы полномочий этого Суда четко ограничены п. 2—7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Признание им какого-то закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ означает, что этот закон или его соответствующая часть утратили юридическую силу и не могут применяться. Постановления Конституционного Суда РФ такого рода обязательны на всей территории РФ для всех государственных или негосударственных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, следующий:
— высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
- все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
— суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
Важно знать также порядок наделения полномочиями судей. Назначение на должности судей высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) производится решением Совета Федерации по представлению Президента РФ. Перед принятием решения в Совете Федерации представленные Президентом РФ кандидаты обсуждаются сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Что касается судей, председателей или их заместителей остальных федеральных судов, то решение об их назначении должно приниматься непосредственно Президентом РФ после того, как кандидаты пройдут установленную Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а также другими правовыми актами проверку в органах судейского сообщества, в вышестоящих судах, а затем в аппарате Администрации Президента РФ. Решение о назначении судьей, председателем суда или его заместителем оформляется указом Президента РФ.
Завершают процесс наделения кандидата полномочиями федерального судьи принесение установленной законом присяги и вручение подписанного Президентом РФ служебного удостоверения.
Приведенный порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями судей судов субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" эти судьи "назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации".