Лекция 10. Органы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды
К настоящему времени в науке экологического права сложилось определенное представление о государственном управлении в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также о системе органов, его осуществляющих. При этом отдельными авторами под управлением понимается едва ли не деятельность органов всех ветвей государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. К слову, гл. 2 Закона об охране окружающей среды называется "Основы управления в области охраны окружающей среды", а регламентирует полномочия не только управленческие, но и сугубо законотворческие.
Другие ученые придерживаются точки зрения о том, что управление - это функция органов исполнительной власти, что, собственно, вытекает из теории административного права, а потому осуществлять его могут только органы, относящиеся к данной ветви власти. В дальнейшем управление рассматривается исключительно как функция органов исполнительной власти.
Говоря о системе органов, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере, следует классифицировать эти органы исходя из задач, выполняемых ими, на две самостоятельные группы, получившие в теории название органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции можно отнести Правительство РФ, высших должностных лиц государственной власти субъектов РФ и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Статья 11 Закона о животном мире устанавливает, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляет помимо названных органов еще и Президент РФ. В настоящее время управленческая функция главы государства сводится, как правило, к утверждению системы федеральных органов исполнительной власти, которые, собственно (за исключением Правительства РФ), и являются органами специальной компетенции, в том числе и в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Именно на органы специальной компетенции выпадает основной объем управленческих функций в рассматриваемой сфере, которые предметно будут рассмотрены в теме 1 1.
Большинство законодательных актов, имея ссылки на специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие управление по тому или иному вопросу, не называют такие органы. Это, в общем-то, обоснованно, поскольку опыт 1990-х гг. показал, настолько недолговечным может быть существование отдельных федеральных органов исполнительной власти в экологической сфере. Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет вычленить органы специальной компетенции.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.1998 № 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" и с учетом утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 №6 49 Структуры федеральных органов исполнительной власти к таковым в настоящее время отнесены:
МПР России;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию; Министерство сельского хозяйства РФ;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Компетенция и специализация названных органов в области охраны окружающей среды и природопользования определяются положениями об этих органах и будут кратко рассмотрены в настоящей теме.
На региональном уровне субъектами РФ также могут создаваться специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, компетенция которых закрепляется в региональном законодательстве субъектов.