Значение теории З. Фрейда
Современный читатель может прийти к выводу, что в концепции развития личности З. Фрейда делается избыточный акцент на становление сексуальности даже в ущерб реализации других, выделенных самим Фрейдом, влечений, таких как влечения жизни и деструктивные влечения. Этот упрек кажется вполне справедливым, однако следует учитывать социальный контекст создания данной теории. Пуританская мораль начала XX в. действительно жестоко подавляла и строго регламентировала сексуальную сферу жизни человека. Любые проявления интереса к сексу до достижения половой зрелости, равно как и нетрадиционные формы сексуальных отношений в зрелом возрасте, признавались патологией. Возможно, в том, что у современных людей, принявших сексуальность как естественную сторону жизни, периодизация развития личности, предложенная Фрейдом, вызывает удивление, и есть основная заслуга данного автора.
Генри Мюррей (1893–1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда. Во-первых, он считал, что "Оно" включает в себя не только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви. Во-вторых, он предположил, что "Сверх-Я" формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течение всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями. И наконец, по Мюррею, далеко не все поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией "Я" становится рациональное мышление и точное восприятие. Таким образом, в этой концепции зафиксирован когнитивный характер "Эго", что, по существу, вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, а именно потребность в бескорыстном познании. Концепция Г. Мюррея отчасти перекликается с когнитивным направлением в исследовании личности и с идеями Э. Эриксона.
Концепция периодизации развития личности Э. Эриксона (психогенетическая концепция)
Разделяя представления Фрейда о сущности ядра личности, Эрик Эриксон (1902–1994) обращает внимание на один из явных недостатков его теории – ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается и дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека первого типа из указанных выше четырех (человек сам по себе плох), то Эриксон склоняется, скорее, к допущению третьего типа (человек и плох, и хорош). Кроме того, он заимствует у Г. Мюррея положение о познавательной мотивации как одном из дополнительных содержаний "Оно". Таким образом, Эриксон, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода к периодизации развития личности основан на понятии кризиса, которым автор активно пользуется. "В китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и возможность", – замечает Эриксон. Следовательно, каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой – содержит возможность дальнейшего продуктивного развития: "Кризисы – это особые моменты человеческой жизни, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием".
Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития, суть которой заключается в достижении баланса между полюсами. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон – о развитии психосоциальном. Изменение термина подчеркивает признание ведущей роли анализа характера конфликтов при взаимодействии личности и ее социального окружения, а не только внутренней конфликтности психологических структур.
Первые три стадии в концепциях Эриксона и Фрейда совпадают: это оральная, анальная и фаллическая стадии. Суть разрешения конфликта на первой, оральной стадии – формирование базисного доверия к миру против базисного недоверия. Здесь главную роль играют взаимоотношения с матерью. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, то конфликт данной стадии решается позитивно. Позитивное решение конфликта оральной стадии заключается в возникновении надежды и способности с оптимизмом смотреть на жизнь. Негативным полюсом разрешения конфликта является замкнутость, изоляция от мира. Анальная стадия характеризуется судьбой разрешения конфликта, ведущего к выбору между автономией и стыдом. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, т.е. формируется сила воли. Недаром на этой стадии ребенок очень часто произносит слово "нет!". Негативный исход конфликта анальной стадии – развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно. На фаллической стадии складывается конфликт между инициативой и чувством вины: ребенок способен делать то, что "нельзя", и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы, одновременно оставаясь субъективно "хозяином ситуации".
Четвертая стадии развития личности, по Эриксону, суть конфликта которой составляет противоборство компетентности и неполноценности, по возрастным рамкам соответствует латентному периоду в классификации Фрейда. Ребенок покидает семью и попадает в школьную среду. На этой стадии школьник должен показать, на что он способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребенок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, то у него может закрепиться чувство неполноценности, и в дальнейшем такой человек не станет браться за решение трудных задач и не будет эффективен в жизни.
Пятая стадия совпадает с подростковым возрастом (началом генитальной стадии у Фрейда) и заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла – конфликт между достижением идентичности в противоположность смешению идентичности. Достижение идентичности – функция "Я". В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации.
Термин "идентичность" является крайне важным для понимания модели Эриксона. Выделяется несколько аспектов идентичности:
• индивидуальность – сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования;
• тождественность – переживание внутренней непрерывности на протяжении жизни, преемственности жизненных этапов;
• единство – ощущение целостности личности;
• социальная солидарность – переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.
Современный автор Дж. Марча (J. Marcia, 1980) предложил рассматривать два пути формирования идентичности, основываясь на характеристиках преданности (commitment) и исследовательской активности (exploration). Различные способы реализации идентичности были названы им статусами идентичности (табл. 10.1). Сначала подросток не обладает определенной идентичностью (диффузная идентичность). Затем перед ним открываются две возможности: или некритично принять идентичность членов своей семьи (блокировка идентичности), или вступить в фазу психосоциального моратория, во время которой происходит экспериментирование с социальными ролями и поиск своей уникальной идентичности. С первой стратегией можно столкнуться тогда, когда подросток без специального обдумывания выбирает профессию только потому, что она принята в семье (трудовые династии). Важность психосоциального моратория имплицитно подразумевается во многих культурах. В европейской культуре для молодого человека выделяется особый жизненный период, так называемые "годы странствий" (wanderjahre), когда ему позволено в широком диапазоне экспериментировать с социальными ролями. "Годы странствий" помогают обрести истинную оригинальную идентичность. Заметим, что достигнутая в результате психосоциального моратория идентичность может оказаться формально очень сходной с идентичностью других членов семьи. Для Марчи важен именно источник достигнутой идентичности, а не ее конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ.
Таблица 10.1
Различные статусы идентичности (по Дж. Марча, 1980)
Статусы идентичности |
Исследовательская активность |
Преданность |
Диффузная идентичность |
- |
- |
Блокировка идентичности |
- |
+ |
Психосоциальный мораторий |
+ |
- |
Достижение идентичности |
+ |
+ |
Шестая стадия развития личности в модели Эриксона наступает в ранней зрелости (22–30 лет) и характеризуется конфликтом между интимностью и изоляцией. В этом возрасте происходит выбор партнера и создание семьи. По мнению Эриксона, только на данной стадии возникает способность по-настоящему любить другого человека, признавая его ценность и в то же время нс сливаясь с ним. Негативным исходом стадии интимности/изоляции может стать психологическое одиночество, которое в современной литературе получило название интимофобии (страха близости с другими людьми).
На седьмой стадии развития личности перед человеком стоит задача разрешения конфликта между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало, которое может воплощаться в "дело жизни", а также в заботу о подрастающем поколении. При негативном ходе событий человек может впасть в "застой", прекратить свое развитие и полностью сосредоточиться па воспроизводстве достигнутого на предшествующих этапах. Главная опасность стадии
продуктивности/стагнации – это психологическое ощущение "потолка" жизни, когда кажется, что все самое значительное уже в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Седьмая стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.
Восьмая, заключительная, стадия жизненного цикла названа Эриксоном интеграцией против отчаяния. Это период старения человека, когда он оказывается перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на данной стадии предполагает переживание значительности совершенного в прошлом, чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость.
Исследования Л. В. Бороздиной, объектом которых стали люди пожилого возраста, показали, что на данной стадии жизни личности наблюдается преобладание ориентации на прошлое. Прожитое приобретает для пожилого человека абсолютную значимость, "функциональную автономность". Реальностью становится понятие, режущее слух молодому человеку, ожидающему свершения своей судьбы в будущем, – "жизнь в прошлом". При этом должна сохраниться перспектива, связанная с выходом за пределы личного существования. Если человек не испытывает удовлетворения прожитой жизнью, его может охватить отчаяние.
Стадии развития личности, по Э. Эриксону, представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Восемь стадий развития личности (по Э. Эриксону)
Стадии развития личности |
ОГЛАВЛЕНИЕ конфликта |
Значимые отношения |
Позитивный исход |
Негативный исход |
Младенчество |
Базовое доверие против базового недоверия |
Мать |
Надежда |
Замкнутость |
Раннее детство |
Автономия против стыда и сомнения |
Родители |
Воля |
Стыд |
Дошкольный возраст |
Инициативность против чувства вины |
Семья |
Активность |
Пассивность |
Школьный возраст |
Компетентность против неполноценности |
Школа |
Мастерство |
Инерция |
Юность |
Идентичность против смешения идентичности |
Группа сверстников |
Осознанный выбор судьбы |
Конформизм |
Первая зрелость |
Интимность против изоляции |
Партнер |
Любовь |
Одиночество |
Вторая зрелость |
Продуктивность против стагнации |
Широкий круг людей |
Забота и развитие |
Застой и неприятие нового |
Старость |
Интеграция против отчаяния |
Человечество |
Мудрость |
Страх смерти |