Органы дознания
В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, которые в соответствии с законом осуществляют дознание и другие процессуальные полномочия по уголовным делам.
Дознание представляет собой форму предварительного расследования, которая отличается от предварительного следствия по меньшим срокам, должностным лицам, которые эту деятельность осуществляют, а также по ряду иных критериев. Что касается указания в законе на "другие полномочия", то к ним относятся полномочия по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также но выполнению письменных поручений следователя.
Для указанных в законе государственных органов и должностных лиц производство дознания - важная часть их деятельности, но не основная. Дознание является производным от тех функций, которые тот либо иной орган (должностное лицо) осуществляют.
Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:
- ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы;
- иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" к ним относятся оперативные подразделения ОВД РФ, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России);
органы Федеральной службы судебных приставов России;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
К органам дознания не относятся, однако выполняют их полномочия иные должностные лица. В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий также возлагаются:
- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
- глав дипломатических представительств и консульских учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
При появлении возможности уголовные дела передаются территориальным или специализированным органам предварительного расследования для дальнейшего досудебного производства.
Что касается полномочий органов и должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, то от имени органа дознания как единого юридического лица дознаватель возбуждает уголовное дело и в срок до 10 суток производит неотложные следственные действия, после чего дело направляется для дальнейшего предварительного следствия. От имени органа дознания также может действовать начальник подразделения дознания.
При производстве дознания в качестве самостоятельной формы предварительного расследования полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником подразделения дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен:
- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и судебное решение;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания для дознавателя обязательно. Но при этом дознаватель вправе, не приостанавливая выполнения указаний, обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.
В н. 17.1 ст. 5 УПК РФ закреплено, что начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
- изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю;
- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
При этом начальник подразделения дознания имеет возможность проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю письменные указания.