Организация и роль риск-менеджмента на предприятии
Опыт ведущих международных компаний убедительно доказывает, что стабильность развития бизнеса и повышение эффективности управления невозможны без активного использования риск-менеджмента как составной части системы управления предприятием вне зависимости от его масштабов и специфики деятельности.
Риск-менеджмент представляет собой систему анализа, оценки и управления риском и является центральной частью стратегического менеджмента управления организацией. Основная цель риск-менеджмента – вклад в процесс максимизации стоимости организации, т.е. сохранение ею полностью (или частично) своих ресурсов или получение запланированной прибыли. Следовательно, система риск-менеджмента (система управления рисками) направлена на достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением убытков для бизнеса.
В укрупненном виде задачи риск-менеджмента сводятся:
1) к выявлению причин и основных факторов возникновения рисков;
2) идентификации, описанию и анализу рисков;
3) качественной и количественной оценке рисков;
4) выбору стратегий управления риском;
5) управлению рисками до приемлемого уровня;
6) мониторингу рисков и контролю выполнения запланированных мероприятий;
7) анализу и оценке результатов.
При решении первой задачи необходимо идентифицировать те риски, которые могут оказать влияние на компанию. Идентификация рисков предполагает наличие полной информации об организации, рынках, законодательстве, социальном, культурном и политическом окружении,
а также о стратегии развития организации и операционных процессах, включая информацию об угрозах и о возможностях достижения поставленных целей.
Риск – это вероятность наступления неблагоприятной ситуации в ходе реализации планов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основные причины рисковых ситуаций – неопределенность и экономическая изменчивость внешней среды.
Выделяют три группы причин возникновения ситуации неопределенности:
1) незнание – недостаточность знаний у менеджеров о состоянии внешней и внутренней среды функционирования организации;
2) случайность – определяется сложностью предвидения исхода событий, так как одни и те же события в сходных условиях протекают неодинаково (невыполнением обязательств поставщиками);
3) противодействие – это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность организации (например, трудовые конфликты, конфликты между поставщиками и т.п.).
Выделяют следующие виды рисков:
1) страновой – это риск финансовых потерь при осуществлении деловых операций, прямо или косвенно связанных с международной деятельностью и трансграничным перемещением денежных средств. Он определяется текущими и перспективными экономическими и финансовыми показателями страны и степенью их влияния на возможности клиентов и (или) контрагентов отвечать по своим внешним обязательствам[1]. Одним из разновидностей этого риска является суверенный риск, который означает риск финансовых потерь, возникающий у субъектов финансового сектора в процессе предоставления зарубежных займов, приобретения финансовых обязательств иностранных контрагентов или кредитования национальных клиентов, вовлеченных во внешнеторговую деятельность;
2) инфляционный – это риск снижения покупательной способности денежной единицы (учитывается при планировании с помощью расчета темпов инфляции и корректировки доходов и расходов);
3) процентный – это риск потерь, связанный с изменением процентных ставок по финансовым ресурсам; позиционный процентный риск возникает, если проценты за пользование кредитом выплачиваются по плавающей процентной ставке; портфельный процентный риск отражает влияние изменения процентных ставок на стоимость акций и облигаций и на стоимость инвестиционного портфеля в целом;
4) валютный – вероятность изменения обменных курсов валют. Трансляционный валютный риск возникает при наличии у головной компании дочерних компаний или филиалов за рубежом; его источником является возможное несоответствие между активами и пассивами компании, пересчитанными в валютах разных стран. Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании (например, в результате падения курса национальной валюты, изменения цен на средства производства или готовую продукцию в стране);
5) трансакционный – это операционный риск, связанный с конкретной операцией;
6) производственный – риск, обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса;
7) налоговый – это риск, обусловленный изменением налогообложения.
Риски могут быть классифицированы по различным признакам, например:
1) по уровню потерь (допустимый, критический, катастрофический);
2) возможности страхования (страхуемый и нестрахуемый);
3) сфере возникновения (внешний и внутренний);
4) возможности предвидения (прогнозируемый и непрогнозируемый);
5) длительности воздействия (постоянный и временный);
6) возможным последствиям (риск, вызывающий финансовые потери; риск, влекущий упущенную выгоду);
7) объекту возникновения (риск отдельной операции, различных видов деятельности, деятельности организации в целом).
Описание рисков служит основой для их качественного анализа. Для этого может быть сформирована карта рисков организации, которая позволяет дать объективную оценку рискам и выбрать приоритеты в выборе мер по их снижению. Карта рисков может иметь как графическое, так и текстовое описание. Пример построения карты рисков на основе исходных данных табл. 4.3 представлен на рис. 4.8[2].
Таблица 4.3
Данные для построения карты риска
№ риска |
Вид риска |
Вероятность рискового события |
Возможные потери, тыс. руб. |
Р1 |
Риск нарушения сроков и объемов поставки |
0,35 |
250 |
Р2 |
Риск отсутствия ресурсов |
0,25 |
300 |
Р3 |
Риск изменения состояния грунта |
0,15 |
1700 |
Р4 |
Риск задержки платежей инвестором |
0,55 |
780 |
Р5 |
Риск нарушения сбалансированности денежных потоков |
0,75 |
450 |
Р6 |
Риск несчастного случая при строительстве |
0,05 |
250 |
Р7 |
Риск ошибок архитектурных решений |
0,05 |
1100 |
Примечание. Р – риск.
Формирование карты риска позволяет выявить зоны бизнеса, подверженные тем или иным рискам, а также описать действующие методы контроля над рисками и определить необходимость внесения изменений по усилению, уменьшению или пересмотру механизмов воздействия на риск.
Рис. 4.8. Карта риска
Основными методами анализа рисков являются метод сравнения, индексный, балансовый, метод элиминирования, графический, функционально-стоимостный, факторный и системный анализ. Главная цель анализа факторов риска – выявление "узких мест", слабых сторон, непропорциональности организационной структуры, производственных и управленческих процессов, повышающих риск возникновения кризисных ситуаций[3].
Количественную оценку уровня риска можно провести с разной степенью точности расчетов.
Управление рисками включает разработку рекомендаций и мероприятий, направленных на снижение рисков (минимизацию или нейтрализацию). Суть управления рисками состоит в том, чтобы определить потенциальные отклонения от запланированных результатов и управлять этими отклонениями для улучшения перспектив, сокращения убытков и улучшения обоснованности принимаемых решений.
Методы управления рисками:
1) уклонение от риска – наиболее простой способ (например, незаключение контракта с ненадежным поставщиком), но уклонение от одного вида риска может привести к возникновению другого вида риска; данный метод применяется в отношении очень серьезных рисков;
2) страхование риска, например договоров купли-продажи;
3) объединение риска – это такой метод снижения риска, при котором риск делится между несколькими субъектами (например, поручительство);
4) диверсификация – это метод, который позволяет использовать разнообразные возможности деятельности; различают следующие виды диверсификации:
– диверсификация различных источников финансирования;
– рынков сбыта;
– поставщиков;
– продукции;
– депозитных вкладов;
– портфеля ценных бумаг;
5) хеджирование – это метод, который позволяет нейтрализовать риски по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами (создание фондов и резервов);
6) опцион – это производная ценная бумага, которая предоставляет право купить или продать актив в определенном количестве в течение определенного времени по оговоренной цене (например, опционы на покупку, продажу, двойной опцион);
7) фьючерсный контракт – это производный финансовый инструмент – договор купли-продажи базового актива в определенный срок, заключаемый на бирже по цене, действующей в момент заключения договора. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т.п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей до окончания исполнения фьючерса;
8) передача риска – это способ передачи риска на основе договора от одной стороны другой (например, страхование, договор факторинга; банковская гарантия и др.).
Внедрение в практику предприятий системы риск-менеджмента позволяет обеспечить стабильность их развития, повысить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности в контролируемых условиях.