Значение принципов, договоров и обычаев в условиях рыночной экономики
Отправные исходные начала и принципы становятся в условиях рыночной экономики источником права, особенно если такая их роль закрепляется в законодательном порядке.
Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается следующее: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями".
В ст. 15 Конституции РФ провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К таким принципам относятся, например, такие положения, как: "специальный закон отменяет действие общего закона" (Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" заменяет нормы Федерального закона "О кооперации", нормы ЗК РФ об обороте земельных участков уточняют нормы ГК РФ об имущественном обороте); "более поздним законом отменяется более ранний" (даже если это не указано в акте о введении его в действие).
Общие принципы права в условиях конкуренции постепенно занимают свое место в российской правовой системе. Согласно ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона, т.е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости.
Однако судебная, арбитражная и административная практика в области природоресурсных и природоохранных отношений постоянно сталкивается с проблемами применения принципов и понятиями добросовестности, разумности и справедливости разными лицами, государственными и правовыми инстанциями.
Договоры и соглашения между различными субъектами природопользования и охраны окружающей среды могут устанавливать не только права и обязанности сторон, но и общие правила поведения, которым в будущем должны подчиняться другие участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров являются договоры об общих и специальных водных, лесных и земельных сервитутах.
На основании соглашений Правительство РФ передает исполнительным органам субъектов РФ часть своих полномочий, но возможно и обратное перераспределение природоресурсных и природоохранных функций исполнительных органов государственной власти.
К договорам как источникам права относится международный договор, предусмотренный ст. 15 Конституции РФ. Административная и судебная практика предполагает имплементацию, т.е. включение норм международного договора РФ в российское законодательство, иные нормативные правовые акты.
После подписания и ратификации международных договоров РФ, становящихся источниками российского права, под патронажем Министерства иностранных дел РФ составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия указанных договоров, включения их требований и предписаний в российское, в том числе природоресурсное, природоохранное, законодательство.
Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В природопользовании правовые обычаи занимают наибольшее место по сравнению с другими отраслями российского права и законодательства, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и неурегулированностью многих природоресурсных отношений.
Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права и законодательные акты представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев.
Таковы, например, Русская Правда XIII в. (узаконившая наказания за кражу, порчу и нарушение земельных и охотничьих владений), Судебник 1497 г., Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. (закрепившее три вида землевладения: государственное – царя; вотчинное – передаваемое по наследству; поместья – выдаваемые за службу и по месту службы, на время службы государю).
С развитием имущественного оборота, конкуренции, формированием коммерческих отношений роль обычая возрастает. Провозглашены основными началами гражданского законодательства признававшиеся ранее в качестве обычаев неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ).
Обычай (в том числе делового оборота) предусматривается ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не установленное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.
Примером включенного в природоресурсное законодательство обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком – оправдавшему себя обычаю.
Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.