Организация работ по охране поверхностных вод на предприятии и при размещении отходов различных видов
Предприятие-водопользователь обязано иметь лицензию и договоры на пользование водным объектом и соблюдать их условия.
Мероприятия по охране поверхностных вод на предприятии должны обеспечивать:
• экономное и рациональное использование водных ресурсов;
• соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса сточных вод;
• предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод и соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;
• предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки и непосредственно в водные объекты;
• ОГЛАВЛЕНИЕ в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств.
На предприятии должна быть в наличии контрольно-измерительная аппаратура по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды, с помощью которой ведутся систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
Предприятие должно иметь план ликвидации аварий, содержащий:
• указания по оповещению заинтересованных служб и организаций;
• перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.);
• порядок действий при возникновении аварийных ситуаций;
• перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.
Также предприятие должно иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.
Предприятие-водопользователь согласно Водному кодексу РФ (ВК РФ) обязано при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод. Также учитывается количество загрязняющих веществ в сбрасываемых водах. Данные первичного учета используются для:
• заполнения формы государственной статистической отчетности 2-тп (водхоз);
• составления проектов планов по охране и рациональному использованию водных ресурсов;
• правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за водопользование.
Данные первичного учета, заносятся в типовые формы (рис. 2.6–
2.8):
• ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами";
• ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами";
• ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод".
Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами (ПОД-11) – первичный документ учета количества воды, забираемой из водных объектов или других систем водоснабжения, передаваемой другим водопользователям или сбрасываемой в водные объекты и т.д., а также используемой в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, представляет собой книгу формата 2А4. Записи в журнале по форме № ПОД-11 ведутся на основе произведенных замеров расходов воды.
Рис. 2.6. Образец формы № ПОД-11
Рис. 2.7. Образец формы № ПОД-12
Графа 2 заполняется по показаниям водоизмерительной аппаратуры. В эту графу заносятся предыдущие и последующие показания счетчиков воды в тыс. куб. м. Разность показаний заносится в графу 4 с подведением итогов за каждый месяц и за год. Журнал проверяется и подписывается руководителем соответствующей службы в сроки, определяемые периодичностью проведения замеров расхода воды. В случае выхода из строя водоизмерительного устройства учет использования вод ведется по форме № ПОД-12.
Рис. 2.8. Образец формы № ПОД-13
Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами (форма № ПОД-12) применяется на предприятиях, цехах и участках, где отсутствует водоизмерительная аппаратура, и представляет собой книгу формата 2А4.
Если первичный учет вод осуществляется по расходу электроэнергии на перекачку 1 куб. м воды, а в графе 3 – общий расход электроэнергии за отчетный период (месяц, год) в тыс. кВт/ч, то расход воды определяется путем деления показателей графы 3 на показатели графы 2 и заносится в графу 4.
На насосных станциях расходы воды устанавливаются по числу часов работы насосов и их производительности. Производительность определяется на основе эксплуатационных характеристик насосов, получаемых по результатам заводских испытаний в виде зависимостей напора, мощности и кпд от расходов воды. В этом случае необходимо в журнале указывать время включения и выключения каждого насоса.
При учете воды по количеству выпускаемой продукции в графе 3 проставляется суточный объем продукции в принятых единицах измерения, а в графе 2 – необходимое количество воды на единицу продукции (удельный расход). Суточный расход воды определяется путем умножения показателей граф 2 и 3. Его значения проставляются в графе 4.
Объем потребляемой воды отдельной технологической установкой рассчитывается путем умножения продолжительности (в час) эксплуатации этой установки за отчетный период на часовой расход воды, проходящей через установку.
Журнал проверяется и подписывается руководителем соответствующей службы каждые десять дней.
Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод (форма № ПОД-13) применяется на всех предприятиях (организациях), сбрасывающих сточные воды в природные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, на поля фильтрации, а также передающих воды в городскую канализацию и т.д., и представляет собой книгу формата А4.
Форма применяется для учета количеств веществ, поступающих в водные объекты в составе сточных вод на каждом выпуске. Записи в журнале по форме № ПОД-13 ведут на основе проведения физико-химических и биологических анализов сточных вод. Результаты исследований заносятся в графу 2. Показатель расхода сточных вод в каждой строке журнала должен соответствовать их расходу в день отбора пробы.
При ежедневном анализе сточных вод количество сбрасываемых с ними загрязняющих веществ определяется как произведение концентрации соответствующего ингредиента на суточный расход сточных вод, и результаты заносятся в графу 5. При периодическом анализе количество сбрасываемых загрязняющих веществ определяется как произведение средней концентрации данного ингредиента и общего объема сброшенных за отчетный период сточных вод.
Суммарное количество сброшенных загрязняющих веществ за месяц и в целом за год проставляется в графе 5 в килограммах или тоннах в соответствии с примечанием к таблице 2 формы статистической отчетности № 2-тп (водхоз). Журнал заполняется в сроки, определяемые периодичностью проведения анализов сбрасываемых сточных вод. Для заполнения таблицы 2 формы № 2-тп (водхоз) должны использоваться данные только тех журналов, которые ведутся на сбросах сточных вод в природные водные объекты.
Для каждого предприятия-водопользователя устанавливаются величины нормативно допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами и план мероприятий по достижению уровня НДС.
НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия-водопользователя исходя из условий недопустимости превышения ПДК вредных веществ в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе – из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.
При невозможности соблюдения НДС веществ допускается устанавливать лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям исходя из необходимости поэтапного достижения НДС. В целях достижения НДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий но достижению НДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения.
Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению НДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.
Нормативы допустимых сбросов разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых – исходя из недопустимости превышения ПДК загрязняющих веществ в водных объектах.
Проект НДС в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13–86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения" и другой действующей нормативно-методической документацией.
Разработка проекта НДС включает в себя следующие основные этапы:
• сбор первичной информации – определение специфики формирования загрязняющих веществ и образования сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты или на поверхность почвы;
• проведение качественных химических анализов (КХА) загрязненности сточных вод аккредитованной лабораторией;
• расчет нормативов допустимого сброса или сброса в пределах установленных лимитов загрязняющих веществ в окружающую среду;
• оформление проекта НДС;
• ОГЛАВЛЕНИЕ проекта НДС.
Том НДС должен включать следующие основные разделы.
1. Введение.
2. Общие сведение о предприятии.
3. Характеристика современного состояния водного объекта.
4. Характеристика предприятия как источника загрязнения.
5. Расчет НДС.
6. Обработка, складирование и использование осадка сточных вод.
7. Предложения по предупреждению аварийных сбросов сточных вод.
8. Контроль за соблюдением нормативов допустимых сбросов.
9. Приложение.
Существует стандартный перечень документов, необходимых для разработки тома НДС.
1. Реквизиты организации предприятия (полностью).
2. Ситуационный план в радиусе 200 м от точки сброса сточный вод в масштабе 1: 2000, заверенный отделом районного архитектора.
3. Правоустанавливающие документы на землепользование – договор аренды или свидетельство о праве собственности.
4. Карта-схема промплощадки предприятия в масштабе 1: 500 с расположением зданий, сооружений, сетей канализования и водоснабжения, с указанием мест отбора проб сточных и природных вод.
5. Распределение площади предприятия для расчета ливневого стока. Общая площадь промышленной площадки (га), в том числе: площадь под зданиями, асфальтобетонные покрытия, грунтовые покрытия, газоны, гравийные поверхности, щебеночные поверхности и т.д.
6. Краткая характеристика производственной деятельности и водохозяйственной обстановки на предприятии, в том числе: системы хозяйственно-бытового и производственного водоснабжения, системы хозяйственно-бытовой и производственной канализации, системы ливневой канализации (если есть), системы очистных сооружений ливневой канализации.
7. Баланс водопотребления и водоотведения.
8. Копия договора на отпуск сточных вод в случае, если стоки поступают в существующие сети канализации.
9. Копия договора на прием питьевой воды. Если водоснабжение осуществляется от собственной артезианской скважины, то необходима копия лицензии на артезианскую скважину.
К). Справка об автотранспорте, имеющемся на балансе предприятия, заверенная природопользователем.
11. Копия договора на проведение технического обслуживания и ремонта автотранспорта в случае, если техническое обслуживание и ремонт осуществляется не на территории природопользователя, а в специализированной организации.
12. Справка с указанием ближайшего водоприемника сточных вод и расстояние до него в метрах.
13. Справка о фоновых показателях и характеристиках поверхностных вод в районе расположения предприятия.
14. Паспортные данные очистных сооружений.
15. Характеристика осадка сточных вод.
16. Санитарно-эпидемиологическое заключение Государственного санитарного эпидемиологичесого надзора РФ (ГСЭН РФ) на очистные сооружения.
17. Оригиналы протоколов химических анализов сточной воды, проведенных аккредитованной лабораторией.
18. Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных, в том числе ливневых, дренажных и фильтрационных вод.
19. План-график проведения лабораторного производственного контроля сточных вод.
20. Копия аттестата аккредитации лаборатории, проводившей химические анализы, заверенная руководителем лаборатории.
21. Копия приказа о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии.
22. Копия аттестата об экологическом образовании ответственного за охрану окружающей среды.
Перед получением Разрешения на сброс в Росприроднадзоре необходимо наличие Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Для того чтобы проект тома НДС вступил в законную силу, необходимо сто согласование. Согласование проектной документации производится в уполномоченных государственных органах:
• Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
• Федеральной службе но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре).
• Государственном комитете РФ по рыболовству.
• Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзоре).
Утверждается проект НДС Федеральным агентством водных ресурсов. На основании согласованного проекта НДС выдается "Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду". Срок действия проекта НДС – пять лет при отсутствии изменений в производственной деятельности.
Вопросы обращения с отходами регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах производства и потребления) и подзаконными актами[1].
В соответствии с ГОСТ 30772–2001 отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Различают отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства – остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, например вещества, улавливаемые из сточных вод.
К отходам потребления относят в основном мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.
Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим деятельность предприятия по охране окружающей среды должна быть направлена на сокращение объемов отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции. Количество отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, должно быть сведено к минимуму.
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
• соблюдать экологические требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
• разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
• внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;
• проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
• проводить мониторинг состояния окружающей природной среды па территориях объектов размещения отходов;
• предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
• соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, необходимо немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы – отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней. К опасным относят отходы, представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия подразделяются на классы опасности.
В соответствии со ст. 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащий сведения об их составе.
Паспорт опасного отхода составляется:
• на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, ОГЛАВЛЕНИЕ возбудителей инфекционных болезней);
• отходы I–IV класса опасности для окружающей природной среды.
Форма паспорта утверждена приказом Министерства природных ресурсов РФ (МНР России) от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода". Образец формы приводится на рис. 2.9.
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство РФ.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2-тп (токсичные отходы).
При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.
Рис. 2.9. Пример формы паспорта опасного отхода
Таким образом, предприятия, в результате деятельности которого образуются отходы, обязаны:
• вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• составить паспорта на опасные отходы;
• разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение;
• получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами.