Организация работы в прокуратуре города (района), приравненной к ней прокуратуре

Прокуратуры районов и приравненные к ним прокуратуры являются наиболее многочисленным и основным низовым звеном системы прокуратуры РФ. Именно на эти прокуратуры приходится значительный объем прокурорской деятельности и, как правило, результаты деятельности в первую очередь данных органов определяют уровень доверия общества к прокуратуре и ее реальный вклад в обеспечение верховенства закона, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов гражданина, государства и общества. Специфика организации работы в этих прокуратурах обусловливается многочисленными факторами, связанными зачастую с малочисленностью штата прокурорских работников, особенностями осуществления руководства данными прокуратурами, территориальной и объектной расположенностью и др.

При этом следует учитывать, что территориальные прокуратуры районного звена, осуществляющие свою деятельность в пределах административно-территориальной единицы (района, города, административного округа) или нескольких таких единиц (двух и более районов) в целом осуществляют все основные функции, установленные Законом о прокуратуре для органов прокуратуры. Исходя из особого положения г. Москвы, в столице образованы межрайонные прокуратуры, а также прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

В сфере деятельности территориальной прокуратуры районного звена находятся все органы, учреждения, предприятия, организации, расположенные на территории города, района, в которых в соответствии с предметной подведомственностью проводятся проверки исполнения законов, и проверяется законность издаваемых руководителями и органами этих структур правовых актов. Вместе с тем из перечня объектов прокурорского надзора (как совокупности юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция органов прокуратуры) территориальных прокуратур исключаются структуры, надзор за исполнением законов которыми осуществляется вышестоящими органами прокуратуры, включая специализированные. К их числу относятся органы государственной власти субъектов РФ, центральные аппараты и органы управления федеральных органов государственной власти, территории и органы управления воинских частей, особых режимных объектов, уголовно-исполнительных учреждений, объектов транспортного назначения и др.

Предметная подведомственность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью осуществления функций органами прокуратуры в специфических сферах правовых отношений (в военной, природоохранной, транспортной и иных сферах), не связанных с федеративным устройством и административно-территориальным делением государства.

Конкретизированные пределы компетенции различных органов прокуратуры одинакового статуса определены приказом Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84. С учетом этих положений формируется общая компетенция и полномочия руководителей прокуратур районного уровня и подчиненных им работников – их заместителей, старших помощников и помощников. При этом, если общая компетенция и полномочия заместителей прокурора и помощников прокуроров установлены Законом о прокуратуре, УПК и другими законодательными актами, то предметная компетенция этих прокурорских работников и конкретные полномочия детализируются приказами, распоряжениями руководителей этих органов.

С учетом изложенного имеются определенные особенности в организации работы в данных прокуратурах по информационноаналитическому обеспечению, распределению обязанностей между прокурорскими работниками, планированию, работе с кадрами и другими составляющими организационного обеспечения деятельности прокуратур районного звена, входящих в систему прокуратуры.

Так, в процессе организации информационно-аналитической работы, исходя из ключевого значения объектов и источников информации о нарушениях законов, правильного проведения анализа состояния законности на той или иной территории, важным является определение перечня контрольно-счетных и иных контрольных и надзорных органов, функционирующих на территории и объектах, на которые распространяется компетенция данной прокуратуры, установление видов обязательной информации, периодичности ее представления указанными органами в прокуратуру. Выполнение данной работы необходимо как для анализа непреступных нарушений закона, так и для анализа деятельности органов контроля и надзора, правоохранительных органов. При анализе нарушений законов на территории города, района вначале желательно обобщать и оценивать те из них, которые особенно беспокоят граждан, вызывают повышенный общественный резонанс. К их числу относятся нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, государственной и муниципальной службы, защиты прав субъектов предпринимательства и др.

Учитывая немногочисленность кадрового состава прокуратур районного звена, одним из условий повышения эффективности прокурорского надзора является обеспечение повышенного внимания надзору за исполнением законов контрольно-счетными, контрольными и надзорными органами, и соответственно анализу деятельности этих органов. Обобщение и оценка результатов деятельности указанных органов по борьбе с правонарушениями позволяет установить, насколько исполняются контролирующим органом требования закона по выявлению, пресечению, предупреждению правонарушений и привлечению правонарушителей к ответственности, выявить и обобщить типичные нарушения, допускаемые органами контроля и надзора, а также определить наиболее эффективные меры прокурорского реагирования для их устранения и восстановления нарушенных прав.

Деятельность органов контроля анализируется в первую очередь: по числу соответствующих жалоб, заявлений и иных обращений, содержащих информацию о совершаемых нарушениях закона, поступающих в органы прокуратуры; по результатам предыдущих прокурорских проверок органов контроля, а также практике согласования проведения внеплановых выездных проверок. Предметом анализа является информация о нарушениях закона, допускаемых органами контроля, накапливаемая в правоохранительных органах (жалобы, рапорты, материалы проверок, уголовные дела). К примеру, из материалов уголовных дел о хищениях у предпринимателей можно выявить факты нарушения трудового, налогового законодательства, причем часто это свидетельствует о бездействии органов федеральной службы по труду и занятости, налоговых органов.

К источникам информации также относятся переписка, жалобы, первичные материалы проверок, ревизий, организационно-распорядительные документы органов контроля. Особое внимание необходимо уделять анализу административной практики органов контроля, которая отражается в статистической отчетности и иных документах. Помимо тех данных, которые органы контроля представляют по запросам прокуратуры, следует изучать статистическую информацию и сопровождающие ее пояснительные записки, которые эти органы представляют в вышестоящие органы. При анализе деятельности контролирующих органов следует критически рассматривать представляемую ими статистическую и аналитическую информацию. Определенную помощь оказывает сопоставление данных уголовного учета и статистики гражданско-правовых, административных и дисциплинарных правонарушений. Между разными видами противоправного поведения существуют определенные статистические связи, аналогично тем, которые существуют между преступлениями различной тяжести. К примеру, уменьшение числа административных правонарушений – это один из признаков, свидетельствующий о возможном росте латентных преступлений.

Анализ деятельности правоохранительных органов, на которых распространяется компетенция прокуратуры районного звена, тесно связан с анализом причин, влияющих на уровень и динамику преступности. Изменения в динамике, уровне и структуре показателей преступности могут зависеть от: а) состояния оперативно-розыскной работы; б) исполнения законодательства о регистрации сообщений о преступлениях в правоохранительных органах; в) проведения специальных мероприятий по борьбе с преступностью; г) внесения изменений в законодательство. Такой анализ осуществляется не только прокуратурой, но и вышестоящими правоохранительными органами. Это дает возможность использовать сведения, имеющиеся в этих органах, в частности аналитические материалы о состоянии правопорядка, об основных результатах деятельности подчиненных органов, в которых дается характеристика криминальной обстановки в городе (районе, на объектах) и отражается динамика, структура и уровень преступности, результаты деятельности правоохранительных органов.

Для достижения всесторонности и глубины изучения вопроса в ряде случаев целесообразно дополнить данные статистики информацией из других источников, содержащих сведения о деятельности правоохранительных органов (изучение материалов проверок, обобщений, документов первичного учета). Традиционно анализ деятельности правоохранительных органов осуществляется по следующим направлениям: а) регистрация и разрешение сообщений о совершенных преступлениях; б) состояние законности в ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан; в) законность и обоснованность применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения; г) качество следствия и дознания, в том числе при расследовании дел о тяжких, особо тяжких преступлениях; д) состояние законности в сфере противодействия преступным проявлениям в экономике, организованной преступности, коррупции, терроризму и экстремизму, незаконному обороту оружия, наркотиков и психотропных средств, преступности несовершеннолетних и т.д.; е) состояние профилактики преступлений; ж) законность принятых решений по сообщениям о нарушениях закона, допущенных работниками правоохранительных органов; з) иные вопросы с учетом местных особенностей.

К примеру, учитывая, что качество расследования входит в число основных критериев, на которых основывается анализ деятельности правоохранительных органов, прокурорами оценивается число внесенных требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, их эффективность, причины возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования в порядке ст. 221 УПК, а также судами в порядке ст. 237 УПК, и сравниваются показатели за разные периоды.

Помимо информации о нарушениях в деятельности правоохранительных органов, накапливаемой в прокуратуре, следует использовать также информацию, имеющуюся в этих органах. Необходимо учитывать структуру и численный состав правоохранительных органов, их материально-техническую базу, экспертные возможности, нагрузку, профессионализм и другие характеризующие данные. Анализируется также деятельность по рассмотрению обращений граждан (как по статистическим данным, так и непосредственно по материалам проверок, обобщений), аналитические материалы о состоянии правопорядка, об основных результатах деятельности, в которых дается характеристика криминальной обстановки, отражается динамика, структура и уровень преступности.

Оценка состояния законности должна опираться на статистическую информацию правоохранительных органов города, района за несколько отчетных периодов. Это позволяет не только установить динамику изменений, но и прогнозировать их тенденции в будущем. Вместе с тем не о всех преступлениях информация попадает в статистические отчеты. Существует и латентная преступность. Именно поэтому в соответствии с приказами Генпрокурора РФ от 06.09.2007 № 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и от 02.06.2011 № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" прокуроры обязаны проводить не реже одного раза в месяц проверки исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Основным способом проверки достоверности статистических данных является сверка. При проведении сверок в прокуратуре районного звена следует использовать документы учета, предусмотренные приказами Генпрокурора РФ, совместными приказами и распоряжениями руководителей правоохранительных органов. К ним относятся: книга учета следственных дел, предусмотренная Инструкцией по делопроизводству, как средство контроля за количеством уголовных дел, реально направленных в суд; журнал передачи документов первичного учета; Единая книга учета уголовных дел, преступлений и лиц, их совершивших, как источник информации о полноте и своевременности оформления документов первичного учета. В ходе проведения сверок в целях достижения полноты и достоверности получаемой информации возможно использование и других предусмотренных форм и видов учета.

Существует ряд опробованных аналитических методов, применение которых позволяет выявить отклонения от требований закона, в частности, при регистрации и учете сообщений о преступлениях. Обычно сопоставляются число заявлений об утерянных паспортах и число зарегистрированных краж, число судебно-медицинских исследований половых состояний и число уголовных дел об изнасилованиях и т.п. Анализ завершается оценкой состояния правоохранительной деятельности, выводами относительно недостатков в работе, мерах по их устранению, констатацией положительного опыта, предложениями о необходимых мерах реагирования и организационных мероприятиях по приоритетным направлениям.

В процессе осуществления информационно-аналитической работы в прокуратуре районного звена непосредственно на прокуроре лежит обязанность по подготовке докладов, докладных записок по итогам работы прокуратуры за полугодие, год, представляемых в вышестоящую прокуратуру, а также подготовка информации, информационных записок о состоянии и мерах по укреплению законности и правопорядка, которые направляются в органы местного самоуправления. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию этих документов, является недопустимость их чрезмерной краткости или перегруженности цифрами, излишними подробностями, а также обязательность наличия выводов и предложений по повышению эффективности деятельности прокуратуры или соответствующего органа, должностных лиц.

Прогнозирование и планирование деятельности в прокуратуре районного звена осуществляется с соблюдением общих рекомендаций по ведению данной работы. Наряду с планом работы прокуратуры (см. приложение 2 к настоящему пособию), планом основных мероприятий по координации деятельности по борьбе с преступностью, планом работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников и другими в прокуратуре в обязательном порядке должен быть утвержденный прокурором план предаттестационной подготовки молодого специалиста, а также при необходимости составляться план по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой вышестоящей прокуратуры.

Кроме того, прокурорские работники должны иметь личные, индивидуальные планы работы. Наличие таких планов является обязательным для работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие должности.

При распределении обязанностей между прокурорскими работниками в прокуратуре районного звена так же, как и в других звеньях системы прокуратуры, используется предметно-зональный принцип распределения обязанностей, однако организационнораспорядительный документ должен издаваться прокурором в форме распоряжения (см. приложение 2 к настоящему пособию), как это и предусмотрено Инструкцией по делопроизводству. На практике, исходя из рекомендаций вышестоящих прокуратур, при распределении обязанностей применяются различные подходы к регламентации служебных обязанностей. В одних случаях конкретным работникам в распоряжении о распределении обязанностей определяется только перечень основных функций (обязанностей) – предметов деятельности и органов, учреждений, юридических лиц в качестве объектов их прокурорской деятельности. В других – каждая осуществляемая функция детально регламентируется и дополняется ссылкой на необходимость исполнения конкретного закона и (или) приказа Генпрокурора РФ, определяющего порядок реализации соответствующей функции или направления деятельности прокуратуры. При этом важно, как указывалось ранее, обеспечить полный учет объема работы прокуратуры, рациональное соотношение прав, обязанностей, ответственности, согласованность и целенаправленность в работе.

Традиционно на прокурора города, района возлагаются не только организация, но и непосредственное осуществление одного-двух внешнефункциональных видов деятельности. К их числу, кроме координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, относятся организация и осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов в ОРД и др. Главное в таком распределении, с одной стороны, не допускать чрезмерной загруженности прокурора, а с другой – не перекладывать основной объем организации работы на заместителей и других подчиненных работников. Что касается определения круга обязанностей помощников прокурора, то кроме конкретного предмета и зоны (объекта) обслуживания необходимо также проводить разграничение объема работы старших помощников и помощников прокурора, возлагая на первых дополнительные обязанности по проведению обобщений, составлению аналитических и информационных записок, ведению отчетности.

Какой-либо специальной периодичности обновления подобных распоряжений (к примеру, ежегодно) не установлено. Необходимость изменения распоряжения зависит от конкретной ситуации и может быть обусловлена причинами изменения штатной численности, законодательства, перечня объектов, на которые распространяется компетенция прокуратуры и иными обстоятельствами.

В распоряжении о распределении обязанностей в обязательном порядке следует указывать взаимозаменяемость работников на период длительного отсутствия в связи с болезнью, нахождением в отпуске и другим причинам.

Как правило, круг должностных обязанностей специалистов (государственных гражданских служащих) определяется отдельно служебными регламентами и не требует дополнительной регламентации.

В ряде прокуратур районного звена практикуется наряду с распоряжением о распределении обязанностей составление регламента прокуратуры (порядка, процедуры деятельности). В этом документе отражаются основные виды работы, которую необходимо выполнять ежедневно, еженедельно, ежемесячно, каждый квартал, полугодие, год. При этом определяются работники, ответственные за выполнение тех или иных действий, мероприятий, а также указываются основания необходимости осуществления конкретных действий, их существо со ссылкой на нормативный правовой акт, организационнораспорядительный документ, предусматривающий обязательность проведения проверок, анализа, обобщения и других действий по его выполнению.

Важным и значимым элементом в организационном обеспечении деятельности прокуратуры районного звена имеет организация работы по отбору, расстановке и воспитанию кадров. Прокуроры- руководители в пределах компетенции осуществляют работу с кадрами не только основного персонала, но и вспомогательного. При этом прокурор районного звена проводит значительный объем работы по подбору кандидатов для обучения в вузах в порядке целевой подготовки кадров для органов прокуратуры, по изучению их моральноволевых качеств, успеваемости, наклонностей, круга общения. После поступления на учебу студент, как правило, продолжает поддерживать связь с прокуратурой, проходит ознакомительную и производственную практику, приобретает необходимые практические навыки и получает четкое представление о деятельности прокуратуры. Кроме того, прокурор ведет учет лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры на вакантные должности помощников прокуроров и государственных гражданских служащих и отвечающих установленным требованиям, привлекает их к работе в качестве общественных помощников прокурора.

Также много внимания уделяется прокурором районного звена организации работы по предаттестационной подготовке молодых специалистов, повышению квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и государственных гражданских служащих. Это выражается зачастую в закреплении за молодым специалистом наставника, оказании помощи в поэтапном ознакомлении этого работника со всеми видами прокурорской деятельности, в прохождении им стажировки в вышестоящей прокуратуре, в обеспечении участия в надзорных проверках, проводимых наставником, заслушивании отчетов его и наставника о ходе выполнения плана предаттестационной подготовки, в оценке профессиональных и моральных качеств работника при подготовке аттестации.

К числу обязанностей прокурора районного звена в сфере кадрового обеспечения относится подготовка и подписание аттестаций на своих заместителей, помощников и специалистов, а также внесение предложений вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников и государственных гражданских служащих, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов.

Что касается организации работы в прокуратуре города, района по ведению делопроизводства, учета и отчетности, систематизации законодательства и других видов деятельности, носящих вспомогательный характер, то она осуществляется по установленным для прокуратур всех уровней правилам с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре, приказами, указаниями и другими организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ и прокуроров регионального уровня.