Организация проведения проверок при осуществлении государственного контроля
Проверка – это контрольное действие или исследование по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности организации.
В настоящее время организация контрольных (надзорных) мероприятий в форме проведения проверок регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).
Органы государственного контроля подразделяются:
1) на государственные органы федерального значения (Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ, Минфин России, ЦБ РФ);
2) государственные органы субъектов РФ и местного самоуправления (контрольно-счетные палаты, лицензионные палаты, контролирующие структуры органов исполнительной власти и др.).
Основанием проверки является распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Закон № 294-ФЗ закрепляет организацию проведения плановых и внеплановых проверок, проводимых в форме документальной и выездной проверки.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
1. Плановые проверки (ст. 9 Закона № 294-ФЗ) проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разработанных органами государственного контроля ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план размещается на официальном сайте контролирующего (надзорного) органа, в Интернете либо иным доступным способом.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее поведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля или муниципального контроля.
2. Основаниями проведения внеплановой проверки (ст. 10 Закона № 294-ФЗ) являются:
а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
б) поступление в органы государственного контроля обращений, заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в двух формах: документарной и выездной.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя. Документы для проверки могут быть получены путем направления запроса в проверяемые органы.
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого субъекта. Она проводится в случае невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных проверяемым субъектом документах, либо оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям правовых актов без проведения мероприятия по контролю.
Порядок проведения внеплановой проверки согласуется с органом прокуратуры путем направления в данный орган заявления с приложением к нему распоряжения (приказа) о проведении проверки и документов, послуживших основанием ее проведения. Заявление рассматривается органом прокуратуры вдень поступления.
Основаниями для отказа в проведении внеплановой проверки являются:
– отсутствие документов, прилагаемых к заявлению;
– отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
– несоблюдение требований законодательных актов к оформлению решения контролирующего органа о проведении проверки;
– осуществление внеплановой проверки, противоречащей законодательным актам РФ;
– несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
– проверка одних и тех же обязательных требований в отношении юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля.
Сроки проведения всех видов проверок не могут превышать 20 рабочих дней.
Результаты проверки оформляются актом, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы проведенных исследований, экспертиз и заключения по ним, объяснения работников юридического лица и индивидуальных предпринимателей, предписания об устранении выявленных правонарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии.
Процесс проведения проверки может фиксироваться с помощью фото- и киносъемки, видеозаписи и иных технических средств фиксации данных. Физические носители информации упаковываются, опечатываются и прилагаются к акту проверки, в котором также делается отметка о применении технических средств.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. В него лицами органов контроля (надзора) вносятся записи о проведенной проверке.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель в соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ имеют право:
1) непосредственно участвовать при проведении проверки, давать объяснения, относящиеся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии и несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.