Организация и проведение специальных событий (событийный PR)
Великий древнекитайский мыслитель Конфуций еще 450 лет до нашей эры отмечал интересную особенность у людей при восприятии поступающей к ним информации. Он писал: "Я слышу — и забываю. Я вижу — и помню. Я испытываю — и понимаю". Эта формула не потеряла своей актуальности и сегодня. Ее с успехом можно использовать в сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций, особенно тогда, когда применяются рекламные или PR-мероприятия зрелищного характера для налаживания взаимоотношений с потребителем, для разработки интересных, запоминающихся и эффективных методов воздействия.
Особенность человека избирательно подходить к поступающей информации, с точки зрения дальнейшего ее использования, известна давно. Это, во-первых, определенный механизм в пашем сознании по сегментированию поступающей информации с точки зрения ее целесообразности для учета и дальнейшего использования человеком. Ведь визуальная информация к нам поступает раньше, чем звук (мы сначала видим молнию, а потом слышим гром). Та часть нашего мыслительного аппарата, которая отвечает за восприятие "видео" намного старше, "мудрее и опытнее", чем та, которая контролирует и отвечает за "аудио". И, во-вторых, подобная избирательность — своеобразная защитная реакция организма от возможных перегрузок. Кроме того, высокий уровень информационного шума или фона, который присутствует сегодня на информационном рынке, — тоже достаточно серьезная помеха для организации контакта с потребителем. Современные, традиционно используемые СМИ слишком перенасыщены различным "информационным мусором". Поэтому — "Я слышу — и забываю".
Для того чтобы сегодня привлечь внимание аудитории, "оформление" информационного сообщения должно быть особенным. Нужна не столько информация, сколько эмоциональная встряска, новое ощущение, запоминающееся и четко ассоциирующееся с предлагаемым информационным продуктом не только (а чаще всего — не столько) на сознательном, но и на подсознательном уровне. Общение через действие, получение информации в процессе непосредственного контакта с рекламируемым продуктом ("Я испытываю -и понимаю") гораздо более эффективно, чем простое информирование о нем. Эти задачи возможно решить через организацию специального события.
Специальное событие (от англ. event) — это особая форма коммуникации, с помощью которой потребитель вступает в непосредственный контакт с рекламируемым объектом или предметом. Современные эксперты рассматривают событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события — и происходящие естественным образом — "подлинные" и "специальные" — или те, которые были созданы искусственно.
В России к числу наиболее популярных стеиг-акций относятся мероприятия развлекательного и спортивно-развлекательного характера. Именно этот вид специальных PR-событий наиболее часто используется для продвижения того или иного товарного бренда. В качестве примеров событийных PR-акций можно привести всевозможные проведения пресс-конференций, конференций, дней открытых дверей, презентаций, фестивалей, конкурсов (красоты, профессионального мастерства, спорта и досуга и т.д.) и выставок. На сегодняшний день это наиболее универсальные специальные мероприятия, которые могут быть использованы как инструмент PR организациями любого профиля.
Событийный PR — это комплексная организация мероприятий, направленная на продвижение информационного продукта (логотипа, марки, продукта, позитивного имиджа и т.д.) заказчика, создание в обществе положительного отношения к нему и установление долгосрочных связей с целевыми аудиториями и СМИ при помощи ярких и запоминающихся событий. Алгоритм формирования и организации событийных PR-мероприятий следующий:
— определение цели;
— выбор целевых аудиторий;
— определение ключевых сообщений; - разработка креативной идеи;
— определение форм и способов работы с аудиториями в рамках проведения события;
— информационная поддержка;
— предполагаемые результаты.
Событийный PR позволяет эффективно и более рационально решить ряд важных маркетинговых задач, стоящих перед любой производственно-коммерческой или общественно-политической организацией:
• позиционирование информационного продукта, управление имиджем заказчика;
• создание новостного повода для СМИ;
• продвижение информационного продукта за счет продвижения события;
• формирование лояльных групп потребителей информационного продукта;
• создание импульсного спроса;
• повышение уровня заинтересованности (продаж) информационным продуктом в долгосрочном периоде;
• развитие и укрепление отношений с партнерами по бизнесу.
Специальное событие обладает набором характерных признаков и строится по определенным правилам:
— событие заранее планируется;
— событие строится вокруг бренда и освещает деятельность компании-заказчика исключительно с положительной стороны;
— событие учитывает интересы целевых аудиторий;
— событие устраивается ради того, чтобы как минимум о нем сообщили СМИ и как максимум в лучшем случае — для того, чтобы превратить его в традицию;
— событие должно быть более драматизировано, чем "обычная встреча с покупателями или избирателями" (обладает собственным сюжетом, интригой, постановкой и т.д.);
— событие хорошо организовано, доступно для наблюдения, привлекает зрителей и участников;
— событием стараются произвести сильное, незабываемое впечатление на целевые аудитории и общество в целом;
— событие должно стать источником новостей;
— событие порождает другие — аналогичные события;
— событие должно быть интересным для целевой аудитории и создавать благоприятные условия для общения с ней.
В целом преимущества и проблемы событийного PR как инструмента продвижения того или иного бренда можно рассмотреть в следующем виде.
Сильные стороны:
— маркетинговое сообщение "встроено" в событие, "растворено" в нем, что позволяет обойти "барьеры восприятия" и добиться высокого уровня восприимчивости аудитории;
— так как люди в большинстве случаев приходят на специальные мероприятия добровольно, из-за интереса или любопытства, у них не создается ощущения "навязанности" информации и они более охотно вступают в контакт с брендом;
— положительные эмоции от успешного мероприятия переносятся на товар или услугу, формируется лояльность потребителя;
- информационная кампания, основанная на событийном РІІ, имеет "долгоиграющий эффект", поскольку начинается задолго до события (в анонсах, афишах, приглашениях, объявлениях и других информационных формах) и продолжается потом в публикациях СМИ, обсуждениях в Интернете и пр.;
— аудитория, непосредственно участвующая в событии, может рассматриваться как большая фокус-группа, на которой проводится апробация предложений организации-заказчика (таким образом, в ходе событийного PR накапливаются предварительные знания о потребителе);
— событие может и должно являться новостным поводом для СМИ, позволяющим расширить информационное присутствие организации-заказчика в информационном пространстве, напомнив о себе потребителям.
Слабые стороны:
— большие расходы и трудозатраты (материальные, временные, физические, организационные, творческие и пр.);
- возможная слабость креативных решений может привести к утрате интереса целевых аудиторий не только к самому событию, но и к дальнейшим контактам с брендом;
- слабая концептуальная разработанность специальных событий;
- нерегулярность проведения специальных событий. Возможности — интересное, эмоционально насыщенное событие способствует:
— созданию эмоциональной связи между брендом и потребителем;
- высокому уровню вовлеченности участников вследствие их заинтересованности;
— совершению импульсивной пробной покупки;
— повышению прямых продаж за счет увеличения количества пробных покупок во время мероприятия;
— обеспечению лояльности потребителей в будущем. Угрозы:
- несоответствие мероприятия интересам и мотивам целевой аудитории;
- банальность, тривиальность и обыденность в содержательной насыщенности проводимого мероприятия (халтура), отсутствие креативных решений снижают интерес мероприятия для его участников и могут способствовать понижению лояльности в целом;
- несоответствие мероприятия провозглашаемым ценностям бренда, возможный ущерб имиджу бренда;
- привлечение на мероприятие нецелевых аудиторий вследствие отсутствия у организаторов понимания цели и задач, а также четкой маркетинговой стратегии.
Событийные PR-акции могут быть посвящены продвижению исключительно отдельного бренда (организации), а могут носить характер крупного проекта. В этом случае компания-заказчик может рассматриваться в качестве партнера, спонсора, соучредителя информационного процесса. При любых обстоятельствах событие должно соответствовать ценностям бренда. Но при этом нужно также помнить, что непродуманные решения по содержанию мероприятий при поверхностном, непрофессиональном подходе к использованию этого инструмента могут повернуться против бренда и существенно понизить его имидж в глазах потребителей. На данный момент продвижение набирает обороты и является достаточно перспективным направлением.