Лекция 5. Организация процесса обучения русскому языку
Планирование учебного процесса составляет методическую деятельность учителя, направленную на оптимальное распределение образовательных ресурсов для достижения целей и задач обучения, развития и воспитания учащихся. Планирование учебного процесса необходимо, во-первых, для равномерной организации текущей работы по предмету и, во-вторых, для видения перспектив обучения предмету.
Планирование процесса изучения русского языка в начальной школе позволяет получить ответы на следующие вопросы: "Что необходимо сделать для адекватной организации учебного процесса? На какой период времени осуществляется планирование? Какие ресурсы необходимы? Какими должны быть результаты обучения?"
Нормативным документом, определяющим ОГЛАВЛЕНИЕ учебного процесса обучения младших школьников русскому языку, является основная образовательная программа учебного учреждения. Это программа совместных действий всех участников образовательного процесса, реализующая требования ФГОС НОО.
При планировании учебного процесса обучения младших школьников русскому языку учителю необходимо: изучить материалы ФГОС, проанализировать ОГЛАВЛЕНИЕ примерной программы по предмету и требования к результатам освоения ОПП, выявить специфику класса, разработать учебно-тематическое планирование, определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ФГОС.
Этапы планирования учебного процесса:
1) постановка цели как конечного результата;
2) определение задач обучения, разрешение которых направлено на достижение цели;
3) составление программы действий;
4) выявление ресурсов и их источников;
5) определение непосредственных исполнителей; фиксация результатов планирования в материальном виде.
Выполнение планирования на отдельных этапах обучения осуществляется с учетом "Требований к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку" — личностных, метапредметных, предметных.
Планирование учебного процесса по предмету "Русский язык" предусматривает ориентацию на следующие предметные результаты освоения ООП:
1) формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированное^ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планирование учебного процесса по предмету "Литературное чтение" предусматривает ориентировку на предметные результаты освоения ООП:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; понимание необходимости успешного обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать ОГЛАВЛЕНИЕ и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планирование учебного процесса изучения русского языка охватывает разработку плана, организацию его осуществления, контроль за его выполнением. Под планом здесь понимается заранее намеченный порядок, последовательность выполнения работы, направленной на обучение детей русскому языку.
В практике школы приняты следующие виды учебных планов: календарный, тематический и план отдельного урока. Календарный (годовой) план по русскому языку представляет собой перечень программных тем, распределенных по четвертям (триместрам), месяцам и неделям учебного года. Он показывает общую логику построения курса. Это наиболее общая форма планирования. При составлении календарного плана учитываются школьные каникулы, количество недельных часов, особенности календаря данного учебного года. Тематические (перспективные) планы составляются на каждую программную тему, в них отражается количество времени, необходимое для изучения данной темы учащимися. При составлении тематических планов определяется место той или иной темы в общем курсе, а также из каких частных вопросов состоит тема и сколько времени отводится на каждый из указанных вопросов. Изучение той или иной темы сопровождается написанием контрольной работы, на которую в тематическом плане должны быть выделены часы. Поурочные планы-конспекты (краткосрочные) составляются к каждому уроку, они отражают тип, цели и задачи урока, его этапы, задачи и ОГЛАВЛЕНИЕ отдельных этапов. Видами поурочных планов-конспектов являются описательные, схематические, планы-графики. План урока можно назвать моделью урока, которая позволяет учителю описать ход урока, объяснить целесообразность использования методов, приемов, форм и средств на уроке, прогнозировать получение необходимого результата.
Учитель начальных классов должен знать функции учебных планов.
Нормативная функция определяет обязанность выполнения плана. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса (администрации учебного заведения, учителям, родителям и др.) получать представление о целях, содержании, последовательности усвоения младшими школьниками знаний по русскому языку, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы средствами учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.