Организация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
Учитывая тот факт, что в структуре как городских (районных), так и областных, краевых прокуратур и Генеральной прокуратуры РФ не создано самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих надзор исключительно за судебными приставами, организация прокурорского надзора в указанной сфере осуществляется в рамках надзора за исполнением законов и законности правовых актов и надзора за исполнением законов органами дознания, а также участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Указанная позиция отражена в указании Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами".
Основной объем работы при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами выполняется районными, городскими и приравненными к ним прокуратурами. Так, прокуроры городов, районов реализуют свое право на вынесение актов прокурорского реагирования в адрес судебных приставов-исполнителей, а также старших судебных приставов. Альтернативная возможность вынесения прокурором правового акта в адрес судебного пристава-исполнителя или старшего судебного пристава существует благодаря праву старшего судебного пристава на отмены незаконных постановлений подчиненных должностных лиц, вынесенных в ходе исполнительного производства или при совершении исполнительских действий. При этом в случае постановки вопроса о необходимости привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности прокурор района должен направлять представления в адрес старшего судебного пристава районного звена. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры выносят соответствующие правовые акты в адрес Главного судебного пристава субъекта РФ (например, в случае обжалования действий старшего судебного пристава, требований о привлечении к дисциплинарной ответственности старшего судебного пристава).
При выявлении нарушений в деятельности Главного судебного пристава РФ, а также работников аппарата ФССП России право на вынесение актов прокурорского реагирования имеют соответственно Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также прокуроры Генеральной прокуратуры РФ. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ прокурор не должен подменять действия контролирующих органов. Так, в случаях когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, прокурор должен направить жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, к главному или старшему судебному приставу, контролируя результаты рассмотрения.
Основы распределения полномочий установлены указанием Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами". Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесен надзор за исполнением законов судебными приставами (в том числе надзор за исполнением законов, надзор за дознанием, предварительным следствием), прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры обеспечивают контроль за организацией надзора за судебными приставами, систематический анализ материалов проверок, оказывают подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывают проверки в подчиненных органах прокуратуры.
Структурные подразделения прокуратур субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за исполнением законов судебными приставами, осуществляют руководство и контроль за работой нижестоящих прокуратур и информируют Генеральную прокуратуру РФ о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительного производства в докладах по результатам работы за год. Подразделения Генеральной прокуратуры РФ обобщают практику надзора в рассматриваемом направлении и составляют аналитические справки.