Организация перевозок грузов авиатранспортом
Современная практика организации воздушных перевозок, особенно это касается международных перевозок, в том числе и в России, такова, что авиакомпании предпочитают не работать напрямую с грузоотправителями, а строить с ними свои отношения через логистические (транспортно-экспедиторские) компании.
При экспорте товаров логистические компании, занимающиеся международными авиаперевозками, предоставляют клиентуре следующие услуги:
• проверка состояния тары и наличие необходимой маркировки;
• доставка груза от склада грузоотправителя до аэропорта;
• оформление товарно-транспортной документации;
• оплата стоимости перевозки по поручению и за счет клиента;
• таможенное оформление экспортного товара;
• погрузочные работы;
• страхование груза;
• ряд других работ по поручению клиентуры.
Работа логистической компании (экспедитора) по отправлению груза начинается после получения заявки от клиента в письменном виде. После получения заявки экспедитор связывается с различными авиакомпаниями с целью выяснения наиболее выгодной ставки авиафрахта. При этом следует отметить, что в настоящее время существует тенденция заключения соглашений между авиакомпаниями и экспедиторскими фирмами. Согласно соглашениям авиакомпания перевозит грузы, предоставляемые экспедиторской фирмой по специальным тарифам, которые ниже обычных. Однако клиенту объявляется ставка авиафрахта, которая включает в себя как тариф авиакомпании, так и определенную надбавку, которая представляет собой доход экспедитора.
Затем клиент получает тарифы экспедиторской фирмы на осуществление услуг по транспортировке груза и, если они его устраивают, извещает об этом экспедитора, который начинает работу с грузом. При этом по желанию клиента объем услуг, оказываемых экспедиторской фирмой, может быть разным. Так, экспедитор может начать работу с грузом непосредственно в аэропорту, в этом случае доставку груза берет на себя клиент. Однако такого рода ситуации встречаются довольно редко. Чаще всего экспедитор сам забирает груз у клиента и доставляет его в аэропорт.
Кроме того, по желанию клиента, возможно осуществление также экспедирования по прибытию в пункте назначения. В этом случае экспедитор связывается с партнером в пункте назначения, выясняет стоимость осуществления экспедирования по прибытию и объявляет клиенту полную стоимость услуг.
Экспедитор должен получить у клиента документы, которые будут ему необходимы при работе с грузом. Груз отправляется с приложением счета-фактуры, сертификата качества и гарантийных свидетельств, а также документов, подтверждающих вес, объем груза, число мест в упаковке и т.д. Если фирма не зарегистрирована в аэропорту, то понадобятся документы, необходимые для ее регистрации. После получения от клиента всех необходимых документов осуществляется бронирование рейса.
При отправлении груза авиатранспортом экспедитор также должен обеспечить надлежащую упаковку, необходимую для перевозки товара по воздуху, за исключением случаев, когда торговые обычаи допускают отправку товара без упаковки. Кроме того, экспедитор обеспечивает укладку груза в специальный контейнер перевозчика.
Грузоотправитель извещается об отправке товара путем пересылки ему авианакладной. Форма авианакладной приводится в приложении 20. Возможна пересылка по каналам электронной связи. Часто экспедиторские фирмы используют в своих интересах и в интересах грузоотправителей ряд международных обычаев коммерческого и правового характера. Прежде всего, это касается грузовой авиационной накладной как документа, отражающего наличие договора перевозки груза. В частности, экспедиторы поддержали идею авиакомпаний не придавать авианакладной функций товарораспорядительного документа. Это привело к тому, что в настоящее время с одобрения Международной торговой палаты банками в качестве расчетного документа принимаются не только документы, выдаваемые авиакомпаниями (Master Air Waybill, MAWB), но и накладные, выписанные экспедиторскими фирмами.
Таким образом авианакладная становится документом:
• подтверждающим наличие договора перевозки;
• документом, обосновывающим сумму провозной платы;
• страховым сертификатом;
• документом, согласно которому груз проходит таможенную очистку.
Еще при зарождении грузовых перевозок авиатранспортные компании передали функции по их привлечению и организации транспортировки экспедиторам. В целях унификации и облегчения управления деятельностью грузовых агентов (так называются экспедиторы, обеспечивающие авиаперевозки грузов в международном сообщении) ИАТА (международная авиатранспортная ассоциация) создала Всемирную организацию грузовых агентов и ввела правило "назначения" грузовых агентов ИАТА. Назначение экспедитора агентом ИАТА достаточно почетно. Однако стать агентом ИАТА не так просто. Эспедиторы должны доказать этой организации свою финансовую стабильность и компетентность в работе.
Работа экспедитора, связанная с прибытием груза, достаточно сложна. Важным здесь является владение таможенной, товарной и грузовой классификациями, построенными на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, выпущенной в свет "Европейским таможенным советом".
Операции по экспедированию прибывшего в пункт назначения груза заключаются в следующем:
• информирование получателя о прибытии груза;
• осуществление импортного таможенного оформления;
• оплата и доплата провозных платежей;
• доставка груза до склада получателя.
Работа экспедитора с импортным грузом начинается после получения извещения об его отправке. Как правило, по факсу приходит копия авианакладной с указанием всех параметров груза. После этого подразделение экспедиторской компании, занимающееся вопросами таможенного оформления, получает документы, которые следовали с грузом. После получения документов экспедитор извещает получателя о прибытии груза. При этом необходимо как можно быстрее снабдить экспедиторов всеми необходимыми документами, чтобы избежать платного хранения груза в аэропорту. Груз в аэропорту бесплатно хранится в течение двух дней. Далее производятся таможенная очистка груза и его отправка до склада получателя.