Организация охраны здоровья детей
Охрана здоровья детей в Российской Федерации осуществляется путем реализации комплекса мер, предусматривающих антенатальную (дородовую) охрану плода, диспансерное наблюдение за детьми (от 0 до 15 лет) и подростками (от 15 до 18 лет), организацию лечебно-диагностической помощи детям в амбулаторно-поликлинических, стационарных и санаторно-курортных учреждениях здравоохранения, создание оптимальных санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса и отдыха, а также меры правовой и социальной защиты детей.
Здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья его родителей. Доказано, что на 80% здоровье ребенка первого года жизни зависит от здоровья матери. Именно поэтому охрана здоровья ребенка начинается задолго до его появления на свет. Диспансерное наблюдение беременных преследует цель не только динамического наблюдения за здоровьем беременной женщины, но и мониторинга здоровья плода. Для этого, помимо традиционных методов, широко используются современные технологии, такие как ультразвуковое сканирование, контроль за сердечной деятельностью и другими органами еще не родившегося ребенка.
Выявление отклонений во внутриутробном развитии плода, в том числе дефектов развития, позволяют своевременно проводить необходимые мероприятия. Высокотехнологичные виды медицинской помощи, осуществляемые в перинатальных центрах и других учреждениях охраны материнства и детства, дают, например, возможность диагностики и оперативного лечения пороков сердца.
Следующим этапом охраны здоровья детей является наблюдение за состоянием новорожденных в родильных домах. Динамический контроль за состоянием плода в родах, а также своевременные лечебно-диагностические мероприятия после его рождения проводятся врачами педиатрами-неонатологами в течение всего периода пребывания новорожденного в родильном доме. Как указывалось выше, большое внимание уделяется в этот период профилактической работе: первая вакцинация здоровых новорожденных против гепатита В, туберкулеза, а также исследования на наследственные заболевания – это забота педиатров родильного дома.
Нельзя не отметить в данном комплексе мер и обучение женщин основам грудного вскармливания, поскольку кормление грудью рассматривается сегодня не только как способ оптимального питания ребенка до одного года, по и как способ его иммунологической защиты и важный компонент психологической взаимосвязи матери и ребенка.
После выписки новорожденного из родильного дома реализацию комплекса мероприятий по охране его здоровья принимают на себя лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля: детские поликлиники, стационары, санаторно-курортные и другие лечебнооздоровительные учреждения здравоохранения.
Среди амбулаторно-поликлинических учреждений главная роль в охране здоровья детей принадлежит детским поликлиникам, деятельность которых построена по территориально-участковому принципу. Одновременно на участке под наблюдением врача-педиатра находятся около 800 детей в возрасте от 0 до 15 лет. Для оказания медикосоциальной помощи подросткам (от 15 до 18 лет) в детской поликлинике (или в поликлинике для взрослого населения) организуется работа подросткового кабинета с выделением должности подросткового терапевта.
Деятельность детских поликлиник нацелена на обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание диагностической и лечебной помощи больным детям, а также организацию лечебно-оздоровительной работы и реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими отклонение в развитии и состоянии здоровья.
В настоящее время рассматриваемые учреждения обеспечивают в районе своей деятельности:
– организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий путем диспансерного наблюдения за всеми детьми в возрасте от 0 до 15 лет, включая проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, а также санитарного просвещения и воспитания;
– лечебно-диагностическую помощь детям в условиях поликлиники и на дому, включая первичный медико-санитарный и специализированный виды помощи, а также направление на лечение в стационарные учреждения и для проведения восстановительных и реабилитационных мероприятий в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения;
– совместно с центрами санэпиднадзора противоэпидемические мероприятия по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, включая карантинные;
– лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах, в том числе дошкольных образовательных учреждениях и школах, а также учреждениях, осуществляющих работу по организации отдыха детей.
Структура современной детской поликлиники отвечает основным направлениям ее деятельности и включает:
– фильтр с отдельными входами для здоровых и больных детей, изоляторами и боксами;
– кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов;
– кабинет здорового ребенка (кабинет профилактической работы);
– отделение восстановительного лечения, в которое входят физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и др.;
– лабораторное отделение (кабинет);
– прививочный кабинет;
– регистратуру с "окном" для приема вызовов врача на дом;
– гардероб и другие вспомогательные службы;
– административно-хозяйственную часть.
В деятельности участкового врача-педиатра выделяются следующие направления: профилактическая работа, лечебно-диагностическая деятельность, противоэпидемические мероприятия, лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.
Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, формирование здорового образа жизни через систему санитарного просвещения и воспитания как самих детей, так и их родителей (семей).
Основной технологией профилактической деятельности педиатра является диспансерное наблюдение как активный динамический и дифференцированный в зависимости от принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья метод наблюдения за его здоровьем и нервно-психическим развитием.
Организация диспансерного наблюдения за здоровьем будущего ребенка начинается еще во время беременности женщины и осуществляется педиатром совместно с акушером-гинекологом женской консультации. С этой целью участковый педиатр и медицинская сестра проводят патронаж семьи будущего ребенка для оценки жилищно-бытовых условий жизни семьи, обучения будущих родителей навыкам ухода и воспитания здорового ребенка.
Такую работу совместно с медицинским персоналом может осуществлять и бакалавр социальной работы. Особое внимание при этом должно уделяться социально неблагополучным семьям, будущим юным матерям, а также другим социально уязвимым семьям, в отношении которых бакалавром социальной работы должны осуществляться мероприятия по ликвидации (уменьшению влияния) неблагоприятных для здоровья будущего ребенка социальных факторов.
После выписки новорожденного из родильного дома за ним устанавливается динамическое наблюдение, характер и объем мероприятий которого зависит от возраста ребенка, а также состояния его здоровья.
Большое внимание, особенно в первые годы жизни ребенка, уделяется профилактике инфекционных заболеваний. Вакцинопрофилактика детей в настоящее время осуществляется в соответствии с национальным календарем прививок. Задачей медицинских и социальных работников является проведение разъяснительной работы с родителями о важности вакцинации, а также по вопросам предупреждения ее осложнений.
Осмотры детей в условиях диспансерного наблюдения включают контроль за физическим, а также нервно-психическим развитием. На первом году жизни (в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев) проводится расширенный осмотр ребенка с участием педиатра, а также специалистов: невролога, хирурга, отоларинголога, окулиста и др.
Аналогичные расширенные осмотры детей проводятся в возрасте трех лет, а также перед поступлением в детское дошкольное образовательное учреждение и в школу. Их цель – комплексная оценка состояния здоровья детей, на основе которой вырабатываются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию.
Важнейшим направлением профилактической деятельности детских поликлиник является организация наблюдения за состоянием здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ, колледжей и других образовательных учреждений. В этой связи необходимо рассмотреть работу дошкольно-школьного отделения детской поликлиники.
Сотрудники данного отделения – педиатры и медицинские сестры – осуществляют свою деятельность в рассматриваемых учреждениях, обеспечивая медицинский контроль и комплекс профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся школ. Эти мероприятия включают организацию и проведение вакцинопрофилактики, санитарного просвещения и воспитания учащихся, контроль за организацией питания и соблюдением режима учебных нагрузок.
В рамках профилактической работы проводится выявление детей с факторами риска нарушения здоровья, в том числе социального характера, а также с начальными проявлениями заболеваний, нуждающихся в особом внимании медиков. Такие мероприятия включают гигиеническое обучение и воспитание самих детей, их родителей, а также различные оздоровительные и лечебно-диагностические меры.
Работу с этими детьми осуществляет педиатр и специалисты организованного в детских поликлиниках "Кабинета здорового ребенка", задачами которых, включая социального работника, является помощь родителям по организации рационального питания ребенка, обучение навыкам закаливания, массажа, гимнастики, режиму дня, подготовке ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и школу.
Лечебно-диагностическое направление деятельности детской поликлиники предусматривает организацию своевременной диагностики и лечения заболеваний ребенка. Для реализации этого направления данное учреждение обладает современной лечебно-диагностической базой, в том числе возможностями проведения не только лекарственной терапии, но и немедикаментозных методов лечения: физиотерапевтических, массажа, лечебной физкультуры и др.
Для оказания специализированной медицинской помощи больным детям в штате поликлиники предусмотрены "узкие" специалисты: неврологи, отоларингологи, окулисты, инфекционисты, хирурги и другие, к которым их направляют участковые педиатры. Характер и объем диагностических и лечебных мероприятий напрямую связан с видом и особенностями течения заболевания, а также зависит от группы здоровья, к которой относится ребенок.
На основе комплексной оценки состояния здоровья все дети подразделяются на пять групп.
Первая группа – это здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Вторая группа – это здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (четыре раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма неспецифическими средствами:
– оптимальной двигательной активностью;
– закаливанием естественными факторами природы;
– рациональным режимом дня;
– дополнительной витаминизацией продуктов питания и т.д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени устойчивости организма.
Третья группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Это дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом восстановления после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Это дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
Дети и подростки третьей, четвертой и пятой групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создастся щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Особую группу составляют дети-инвалиды. Дети с признаками инвалидности в силу имеющихся тяжелых заболеваний или дефектов развития по заключению врачебноэкспертной комиссии детской поликлиники направляются в специализированные педиатрические бюро МСЭ для проведения клинико-экспертной диагностики и установления факта инвалидности.
Ребенку до 18 лет, имеющему нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приведшему к нарушениям жизнедеятельности и нуждающемуся в связи с этим в социальной защите, устанавливается статус "ребенок-инвалид". В отношении его специалистами бюро МСЭ разрабатывается "Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида", а также организуется ее реализация с последующей оценкой полученных результатов. Осуществление мероприятий в рамках медицинского направления реабилитации входит в задачи лечебнопрофилактических учреждений, в том числе и городской детской поликлиники.
Дети-инвалиды и их семьи представляют особый объект социальной работы в поликлинике. Постановка социального диагноза, участие в комплексной оценке состояния здоровья, выявление потребностей и содействие в осуществлении мер социальной защиты, участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации, включая мероприятия психолого-педагогической и социальной реабилитации, а также оценка ее результатов составляют предмет деятельности профессионального социального работника детской городской поликлиники.
Комплекс противоэпидемических мероприятий как еще одно направление деятельности детской поликлиники включает такие элементы противоэпидемического режима и контроля, как оказание остро заболевшим детям помощи на дому, разделение потоков здоровых и больных детей в поликлинике, вакцинопрофилактика, своевременная диагностика и лечение инфекционных заболеваний, а также организация карантинных мероприятий в детских организованных коллективах и др.
В настоящее время в работу данных учреждений широко внедряются новые формы и методы. В их числе, например, стационар замещающие технологии: дневной стационар и стационар на дому.
Таким образом, сейчас детские поликлиники осуществляют основной объем профилактических, лечебно-диагностических, противоэпидемических мероприятий по охране здоровья детей. Внедрение новых технологий их деятельности с участием специалистов немедицинского профиля позволит в будущем расширять спектр услуг и медико-социальной помощи в сфере охраны здоровья детей, что в конечном итоге служит цели сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Детские стационарные учреждения здравоохранения, как правило, являются самостоятельными учреждениями и различаются по мощности и профилю. Помимо многопрофильных детских стационаров, в силу относительно высокой распространенности инфекционных заболеваний среди детей, в стране развернуты инфекционные детские больницы.
Основная цель деятельности детских больниц – оказание пациентам специализированной лечебно-диагностической помощи при острых заболеваниях и обострении хронических. Госпитализация туда осуществляется в плановом и экстренном порядке. Для экстренной госпитализации в службе скорой медицинской помощи предусмотрены специализированные педиатрические бригады.
Структура детского стационара соответствует выполняемым функциям и включает приемное отделение, профильные лечебные отделения, клиническую лабораторию и иные диагностические кабинеты, операционный блок, аптеку, хозяйственные службы и административно-управленческий аппарат.
Размещение детей в палатах профильных отделений осуществляется с учетом возраста.
Помимо оказания лечебно-диагностической помощи, в детском стационаре организуется досуг, а при возможности – обучение детей школьного возраста. Данное направление деятельности реализуется педагогами-воспитателями, а также палатными медицинскими сестрами. С этой целью в лечебных отделениях выделяются специальные помещения: столовые-игровые, комнаты для проведения учебной работы. Для организации прогулок детей оборудуются веранды и (или) участок на территории стационара, специально предназначенный для этой цели.
Социальные работники также могут внести свой вклад в организацию досуговой и учебной деятельности. Следует отметить, что пребывание в стационаре необходимо использовать для проведения санитарного просвещения и гигиенического воспитания детей и их родителей.
После проведения в стационаре всех необходимых лечебно-диагностических мероприятий ребенок выписывается под наблюдение участкового врача-педиатра детской поликлиники с рекомендациями по дальнейшему ведению.
Большая роль в проведении восстановительных мероприятий после перенесенного острого или обострения хронического заболевания принадлежит санаторно-курортным учреждениям. В настоящее время в стране развернута сеть многопрофильных и специализированных детских санаторных учреждений, в которых широко используются природные климатические и иные лечебные факторы. Для совместного пребывания детей с родителями используются санатории, работающие по принципу "Мать и дитя".
Так же как и в детских стационарах, в учебное время года организовано обучение детей школьного возраста, а также их досуг.
Комплексное оздоровление ослабленных или имеющих хронические заболевания детей является целью деятельности не только детских санаториев, но и лесных школ, специализированных санаторных лагерей круглогодичного действия, бальнео- и грязелечебниц и других оздоровительных учреждений.
Как указывалось выше, организация работы по сохранению п укреплению здоровья учащихся является важным направлением деятельности учреждений образования различного уровня, как дошкольных, так и школ. Педиатры и школьные медицинские сестры организуют работу по санитарному воспитанию детей, организуют и проводят вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний, содействуют организации рационального питания и режима дня, а также проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей учащихся.
Современные требования учебного процесса, предъявляемые к школьникам, не всегда соответствуют их готовности к обучению вследствие невысокого уровня здоровья и нервно-психического развития. Примером этому может быть предпринятая несколько лет назад попытка начала школьного обучения детей с шестилетнего возраста. Как показала практика, многие дети не справлялись с объемом и интенсивностью предлагаемых учебных программ, в результате чего низкая успеваемость сочеталась с ухудшением их здоровья.
В настоящее время диагностика готовности к школьному обучению является предметом деятельности не только педагогов, но и врачей-педиатров, детских психологов. Адекватное возрасту физическое развитие ребенка не всегда совпадает с уровнем его нервно-психического развития, что должно являться препятствием для начала обучения в школе.
Большую роль в подготовке и диагностике готовности к обучению в школе может сыграть и социальный работник образовательного учреждения. В его обязанности входит комплексная социальная диагностика школьника и его семьи до начала и в процессе обучения, контроль за соблюдением режима учебных нагрузок и содействие ему, выявление учащихся, не справляющихся с программой школьного обучения и нуждающихся в разработке индивидуальных программ обучения или изменении его организации (обучение на дому, введение дополнительного выходного дня и др.).
Задача сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является предметом деятельности специалистов различных профилей: врачей и среднего медицинского персонала, психологов, педагогов, социальных педагогов и социальных работников, осуществляющих работу в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также досуговых и иных учреждений. Принципами деятельности по охране здоровья детей всех указанных специалистов должны быть профилактическая направленность, преемственность, а также четкое разграничение профессиональных функций и обязанностей.