Значение метафизики для научного познания

Характерная черта метафизики как философского метода мышленияодносторонность, абсолютизация какой-то одной стороны, как развития реального мира, так и живого процесса познания. Выделяются три основных значения понятия "метафизика".

1. Метафизика как наука о всеобщем (синоним философии), первым прообразом которой было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом; метафизика в этом значении в период становления классического естествознания тесно связана с естественнонаучным и гуманитарным знанием (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и др.).

3. Философский способ мышления, противостоящий диалектическому методу как антиподу. Такое понимание идет от Г. Гегеля, противопоставлявшего свой философский метод методу метафизики (философии) XVII–XVIII вв. Такой способ мышления, или "старая метафизика", до середины XIX в. имел дело преимущественно с предметами (и их мысленными отражениями) как с чем-то законченным и неизменным.

Специфика такой метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, логическое оперирование "неопосредованными противоположностями" ("да – да", "нет – нет"), убеждение в окончательной завершенности системы всех мировых связей, анализ предметов преимущественно в их изолированности и обособленности. Объективную основу такой метафизики составила необходимость объяснения частностей, элементов целого. Для решения такой задачи отдельные стороны должны быть "вырваны" из целого, рассмотрены в обособленности, вне их связи и развития. В этом состояла важная задача познания классической науки.

Метафизический способ мышления приемлем для решения именно таких частных научных задач – задач предварительного исследования предметов (в том числе социальных объектов) как таковых – в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи. Такое предварительное исследование выступает как условие последующего систематического изучения происходящих с ними изменений. Методологией такого исследования является уже диалектика.

Действительно, на начальном этапе становления любой науки надо прежде всего выявить те предметы, которые она исследует, с точки зрения их собственной природы, как бы в "чистом виде". Для этого необходимо "остановить" их развитие, зафиксировать в статическом состоянии, "очистить" от внешних влияний, абстрагироваться от системы связей с иными предметами.

Таким образом, метафизика имеет ограниченную, но вместе с тем оправданную частными задачами научного исследования сферу применения. Она неприемлема для исследования развивающихся систем или взаимосвязи объектов. Попытка применения метафизики к решению подобного рода задач во второй половине XIX в. показала ее методологическую несостоятельность.

Укрепление под напором фактов идеи о диалектическом характере окружающего мира, проходившее в острой борьбе со старой метафизикой, привело к возникновению нового варианта антидиалектики. В. П. Кохановский именует ее "новой метафизикой" и отмечает следующие ее черты:

– она не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики;

– ее усилия сосредоточены на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

Для диалектики развитие – единство возникновения и уничтожения, взаимопереходы, единство и борьба противоположностей, самодвижение всего сущего по спирали, единство постепенностей и скачков. Новометафизическая концепция толкует развитие в следующих вариантах.

1. Как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или уменьшение, без коренных качественных преобразований, без скачков ("плоский эволюционизм" в его различных модификациях) – абсолютизация количественных изменений.

2. Как только качественные изменения, как цепь сплошных скачков без подготавливающих их постепенных количественных изменений. Это обратная сторона "плоского эволюционизма", абсолютизирующая качественные изменения.

3. Как монотонный процесс строго линейной направленности, игнорирующий сложность реального развития с его возвратами, зигзагами, поворотами и др.

4. Как вечное движение по одному и тому же кругу; классический пример – теории исторического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

5. Как движение, из которого фактически изъята его сущность – противоречие, единство противоположностей.

Сущность софистики и эклектики как форм метафизического способа мышления заключается в том, что всесторонность, универсальную гибкость понятий они применяют субъективно, произвольно.

Софистика (от греч. sophistike – умение хитро вести прения) – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов; способ мыслительной деятельности, главная цель которого – искажение истины (как правило, сознательное, преднамеренное), субъективистски извращенное представление действительности. Часто софистические рассуждения используют те социальные группы, интересы которых противоречат объективным тенденциям общественного развития, и поэтому их "логика идей" расходится с "логикой вещей". Так, уже в XXI в. США оправдывали вооруженные нападения на ряд ближневосточных стран софистическими рассуждениями о предотвращении угрозы применения оружия массового поражения.

Эклектика (от греч. eklektikos – выбирающий, избирающий) – искусственное соединение мыслей, идей, противоречащих друг другу и не согласованных друг с другом. Эклектика нередко становится компонентом софистических рассуждений.

Отметим: ряд теоретиков социальной работы считают, что философской основой такой работы является эклектика: "Эклектизм – основа знания социальной работы". Основная идея этой позиции заключается в том, что социальный работник может использовать методологические положения различных философских учений, не особенно заботясь о том, как эти положения связаны между собой. Очевидно, такой взгляд ошибочен. Даже при использовании методологического аппарата различных философских теорий (феноменология, герменевтика, постмодернизм) его применение должно быть взаимосвязанным и логически непротиворечивым.