Организация инновационного менеджмента на производственном предприятии
Как уже говорилось выше, стратегическая задача любого эффективно работающего производственного предприятия - непрерывное инновационное развитие. Чтобы обеспечить этот главный эволюционный процесс производства и рынка необходимо постоянно иметь "задел" разработок, новшеств, инноваций. Отсюда следует целесообразность создания на предприятии собственной структуры инновационного менеджмента. Такая структура в общем случае для достаточно крупного предприятия, должна включать следующие элементы: 1) отдел перспективных исследований и разработок; 2) опытное производство ("инкубатор-технопарк"); 3) службу маркетинга.
Отдел перспективных исследований и разработок (ОПИР), в свою очередь, должен включать: 1) лабораторию НИР (осуществляет первый этап инновационного процесса); 2) конструкторское бюро (осуществляет ОКР); 3) информационно-патентную лабораторию (ИПЛ).
В задачи ИПЛ должно входить: 1) информационный и патентный поиск по разрабатываемой тематике; 2) оформление заявок на предполагаемые объекты интеллектуальной собственности; 3) переписка с экспертизой Роспатента (ФИПС); 4) поиск потенциальных инвесторов инновационного проекта, покупателей лицензий на запатентованные объекты ИС; 5) организация всех этапов программно-целевого подхода к реализации новшеств: сбор базы данных о потенциальных инвесторах; проведение выставок с участием только патентообладателей и отобранных инвесторов; подготовка и ведение переговоров по заключению лицензионных контрактов; заключение и регистрация в ФИПС лицензионных договоров; контроль за исполнением пунктов лицензионного договора. Для стимулирования деятельности ИПЛ необходимо ввести поощрение в виде процентных отчислений (2-5%) от договорной суммы инвестиций в инновационный проект (проценты включаются в размер суммы инвестиций). Кроме работы, связанной с внешним рынком инноваций, в обязанности ИПЛ должна входить: 6) служба рационализаторских предложений - подразделение, в обязанности которого на предприятии входит сбор, анализ и контроль за освоением рационализаторских предложений. Не важно каким образом собраны эти предложения - через "японский ящик" (см. главу 1) или традиционно "на стол" - в любом случае они должны быть рассмотрены своевременно и качественно (т.е. с оценкой эффекта, новизны, величины вознаграждения), а не положены "в стол" (как это еще часто бывает там, где нет соответствующей системы мотивации).
Надо всегда помнить, что скорейшее внедрение рацпредложений - это двойная выгода для предприятия: 1) прямая экономия средств, ресурсов, материалов и т.п.; 2) работник-рационализатор будет сильнее мотивированным на дальнейшее творчество на благо предприятия, к которому усиливается чувство причастности. Но при этом надо не забывать стимулировать и работников ИПЛ (теми же процентами от суммы достигнутого эффекта). Заработки в ОПИР должны также напрямую зависеть от результатов освоения разработанных новшеств, в том числе от продажи прав на запатентованные объекты по лицензиям.
Инкубатор-технопарк в данном случае - это опытный производственный участок (или участки) со всем необходимым оборудованием для осуществления заданного технологического процесса. Задача этого подразделения - создание опытного образца будущего товара. Роль технологического отдела - разработка технологического процесса и апробация его в опытном производстве.
Отдел маркетинга новшеств осуществляет все необходимые действия на трех этапах маркетингового сопровождения НИОКР и производства новшества (см. главу 1), пока оно не станет инновацией на рынке. Главная задача этой службы - поиск потенциальных потребителей новшества и заключение с ними предварительных соглашений на объемы поставок, от чего зависят объемы будущего производства. В отделе маркетинга необходимо иметь мини-типографию для быстрого и недорогого тиражирования рекламных проспектов.
Освоение новшеств на крупных предприятиях в основном производстве происходит преимущественно в матричных структурах, где отдельные комплексы соответствуют конкретным инновационным проектам.
Описанная выше организационная структура инновационного менеджмента на производственном предприятии выглядит следующим образом (рисунок 10).
Рисунок 10 - Организационная структура инновационного менеджмента на производственном предприятии