Организация экологического обучения
Важное значение имеет формирование экологической культуры путем постановки и осуществления соответствующего образования, экологического обучения в высших образовательных учреждениях как гуманитарного, так и технического профиля с поиском и внедрением вопросов и навыков, необходимых для данной специальности. В соответствии с ч. 2 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию обеспечивается в соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Практикой подсказываются формы организации экологического обучения, достойные распространения, а может быть, и включения в правовые рекомендации.
В Московском институте электроники и математики (техническом университете) в 1992 г. создана и действует кафедра "Экология и право". Учитывая потребность выпускников в экологических знаниях в учебном процессе была найдена возможность для изучения студентами шести факультетов не только обязательных предметов "Экология" и "Безопасность жизнедеятельности", но и таких учебных дисциплин, как "Экологическая экспертиза", "Экологические риски", "Экологическое право", "Экологический мониторинг", "Состояние и охрана окружающей среды в нашем регионе". Коллективом кафедры было создано учебное пособие "Экология" для технических университетов под редакцией профессора С. А. Боголюбова с предисловием члена- корреспондента РАН А. В. Яблокова, допущенное Минобрнауки России для преподавания.
Украшением и конкретизацией названного издания применительно к техническому вузу является глава "Моделирование экологических процессов" с раскрытием проблем планирования и прогнозирования взаимодействия общества и природы, использования математики, информационных систем, электронно-вычислительной техники.
Создание в России и ее регионах профессионально подготовленных инициативных групп специалистов различного профиля и обеспечение непрерывности экологического образования, преподавания экологических знаний возможны на основе реализации инициативно составленной программы дополнительного профессионального образования "Основы формирования экологической культуры населения", рассчитанной на 162 часа. Не обладая строго оформленным юридическим статусом, программа с психолого-педагогической направленностью и взвешенностью, будучи одобрена в Российской академии образования, имеет немалое рекомендательное, прикладное значение, получает признание, в том числе через СМИ, в самых различных образовательных учреждениях, прежде всего дополнительного образования, и полезна для разнообразных категорий обучающихся.
В учебную группу из 15–20 человек могут входить научные работники и преподаватели вузов, школ, воспитатели детских садов, работники музеев и библиотек, специалисты природоохранных служб и правоохранительных органов, сотрудники ООПТ, активисты общественных некоммерческих объединений, представители религиозных конфессий, студенты, государственные и муниципальные служащие. Использование в течение грех недель в аудиториях интерактивных методов – тренингов, деловых игр, конкурсов, практикумов – предполагает, вместе с тем, соблюдение норматива индивидуальной учебной нагрузки для студентов в 54 часа в неделю.
Содержательно программа состоит из пяти основных разделов и может быть весьма полезной для преподавания основ экологических знаний в самых различных категориях обучающихся, включена в учебные планы учреждений дополнительного профессионального образования.
Первый раздел посвящен социально-психологическим основам эффективного взаимодействия. На коммуникативном тренинге происходит мягкая адаптация слушателей к условиям интенсивной совместной работы в творческой образовательной среде, демонстрируется необходимость кропотливой и тонкой работы со всеми категориями населения для широкой социальной поддержки природоохранных усилий. Уже здесь могут внедряться первые зачатки не только экологических, но и правовых знаний.
Второй раздел "Формирование экологической культуры населения как приоритетного направления национальной экологической политики России" включает темы: "Приоритеты национальной экологической политики"; "Проблемы и задачи формирования экологической культуры"; "Приоритетные механизмы формирования экологической культуры"; "Обеспечение поддержки деятельности по формированию экологической культуры со стороны российских и международных организаций". Правовая часть может включать конституционные, законодательные основы единой государственной экологической политики.
В третьем разделе программы "Исторические и философские основы формирования экологической культуры" раскрываются культурно-историческая обусловленность современного общественного экологического сознания и становление новой экологической культуры на фоне экологического кризиса. Актуальности прибавит рассмотрение последствий правового нигилизма, нарушений законности и правопорядка на фоне экономического, финансового кризиса для общественного экологического сознания.
В четвертом разделе "Психологические основы формирования экологической культуры" изучаются темы: "Экологическая психология в системе экологически ориентированных наук", "Практикум по психологической диагностике экологического сознания", "Возрастные и социальные закономерности развития экологического сознания", "Психологические механизмы формирования экологического сознания". Уместно указанные темы дополнить изучением основ правового сознания, адаптированного к экологическим проблемам современности, к необходимости проявления активного конструктивного поведения в области охраны окружающей среды.
Наконец, пятый раздел "Педагогические и организационно-методические основы формирования экологической культуры" содержит темы: "ОГЛАВЛЕНИЕ эколого-образовательного процесса", "Принципы и методы формирования экологической культуры", "Формы экологообразовательного процесса"[1]. Этот раздел, дополненный правовыми основами и методами формирования экологической культуры, может стать ключевым для преподавания основ экологических знаний для самой различной аудитории слушателей.
К сожалению, констатируемая исследователями намечающаяся деэкологизация управления сводит порой ценные научно-педагогические заготовки на нет. Однако учащающиеся в верхних эшелонах власти призывы к охране окружающей среды в связи с ухудшающейся кое-где экологической ситуацией предполагают возможность энтузиастов эффективно использовать наработанные методические материалы. В ряде мест они внедряются в практику и дают желаемую отдачу, особенно если подкрепляются экономико-правовым стимулированием.
Как и многое в экологии, всеобщность, непрерывность и комплексность экологического обучения базируется не только и не столько на правовых предписаниях, сколько на труде и преданности делу добровольцев – волонтеров от образования, науки, экологии. Только на энтузиазме этого не должно быть. Сила и достоинства права в том и заключаются, что его нормы упорядочивают, регулируют, обеспечивают обязательными требованиями процесс, одобренный полномочными государственными органами, поддерживаемый обществом, положительными и отрицательными санкциями.