Организация документооборота
Документооборот – это перемещение документов и отчетов в пространстве и времени с момента возникновения до сдачи в архив или выхода во внешнюю среду. Организация документооборота включает составление стандартов по документам, сводных схем и графиков документооборота, сформированных по целевому признаку, установление ответственности за формирование и передачу информации установление сроков хранения документов.
Стандарты документов содержат форму и регламент обработки и получения документа. Регламент описывает, кто, куда, кому и в какие сроки передает документ, кто несет ответственность за нарушение регламента. Могут быть также описаны последствия нарушения регламента. Сроки хранения отдельных первичных документов определены Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 6 октября 2000 г. Сроки хранения остальных документов, в том числе обеспечивающих управление предприятием разрабатываются хозяйствующим субъектом. В крупных компаниях это требование вытекает из необходимости формирования надежной контрольной среды.
Пример 10.1
В производственных цехах завода по производству белковой колбасной оболочки используются внутренние журналы разного назначения. В приложении к регламентам выделены виды журналов: 1) технологический; 2) учетный (для формирования документов и отчетов); 3) учетный (для контроля); 4) эксплуатационный; 5) информация для стимулирования персонала; 6) для "разбора полетов по технологии". На рис. 10.1 и 10.2 показаны примеры приложений к стандарту документооборота по разным видам журналов.
Рис. 10.1. Журнал дезинфекции склада созревания бактерицидными лампами
Рис. 10.2. Журнал "Остатки вспомогательных материалов"
Наличие такого рода схем приветствуется не только в приложениях к инструкциям, регламентирующим документооборот, но и в приложениях к должностным инструкциям.
График документооборота представляет таблицу, в которой по каждому документу указывается наименование, участники (ответственные) информационного потока образованного документом, сроки создания и передачи. Форма графика разрабатывается на каждом предприятии самостоятельно. Ориентиром может служить Приложение к Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105, действующий документ) (табл. 10.1).
Таблица 10.1
График документооборота
Создание документа |
Проверка документа |
Обработка документа |
Передача в архив |
||||||||||
Наименование документа |
Количество экземпляров |
Ответственный за выписку |
Ответственный за оформление |
Ответственный за исполнение |
Срок исполнения |
Ответственный за проверку |
Кто представляет |
Порядок представления |
Срок исполнения |
Кто исполняет |
Срок исполнения |
Кто исполняет |
Срок исполнения |
Требование |
2 |
Цех |
ОМТС, бухгалтерия |
Склад |
Ежедневно (до... ч) |
Бухгалтерия |
1-й экз. – цех, 2-й экз. – склад |
При отчете, при реестре |
Ежедневно (до ... ч) |
Бухгалтерия |
Ежедневно |
Бухгалтерия |
Ежедневно |
При организации или совершенствовании документооборота предприятия нужно учитывать организационную структуру управления предприятием, взаимосвязи подразделений и бизнес-процессов, взаимосвязи подсистем информационного ноля предприятия, в том числе экономической, конструкторской, технологической (см. гл. 1). Каждой из них соответствуют виды документооборота: бухгалтерский, оперативно-технический, организационно-распорядительный, технический, технологический и т.д. При организации и функционировании документооборота возникают как внутренние проблемы каждого вида, так и проблемы их взаимосвязи. В учетной политике должны быть отражены регламенты документооборота экономической подсистемы.