Организация
Работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками – от исполнителей до руководителей высшего звена. Для реализации мероприятий необходимо организовать работу сотрудников, указать их права и обязанности, определить степень ответственности, подчиненность и т.д. Для этого нужно четко и ясно представлять себе, как управленческая информация будет "циркулировать" внутри предприятия от руководителя до подчиненных и обратно, т.е. следует организовать деятельность. Здесь термин "организация" употребляется в другом смысле, нежели в п. 1.2. Под организацией управления понимается внутренняя упорядоченность и согласованность элементов, процессов и действий между элементами системы. Для обеспечения этой согласованности разрабатываются организационные структуры управления. Структура – это строение, устройство системы, которое обеспечивает осуществление функций.
Различают иерархические и органические типы структур управления.
Иерархическая, или бюрократическая, структура управления содержит следующие принципиальные положения:
• иерархичность управления, при которой низший уровень подчиняется и контролируется вышестоящими органами;
• наличие формальных правил и норм, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
• четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов на каждой должности.
Иерархический тип структуры имеет много разновидностей: линейные, функциональные, дивизионные, линейно-функциональные. Линейно-функциональная структура – одна из самых распространенных во всем мире. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследование и разработки, финансы, персонал и др.). По каждой из них формируется иерархия служб. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, которые характеризуют выполнение ими своих целей и задач.
Органический тип структур управления назван так потому, что их главной особенностью является гибкость, адаптивность и способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Разновидностями этого типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Организационная структура управления зависит от размера предприятия, отрасли, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и т.д. В любом случае организационная структура управления должна позволять фирме оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой и наиболее эффективно достигать поставленных целей.
Опыт показал, что иерархические структуры управления наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко изменяющиеся действия и задачи. Но в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требование внешней среды. В этих случаях чрезмерная централизация и иерархичность управления зачастую не позволяют принимать оперативные решения. Многочисленные согласования увеличивают срок принятия решения, отсутствие необходимых исполнителям полномочий снижает эффективность деятельности фирмы. В этом случае требуется применять организационную структуру.
Мотивация
Мотивация представляет собой процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы. Сегодня термин "мотивация" понимается разными учеными по-разному (впервые его употребил в своей статье А. Шопенгауэр). Мотивация тесно связана со стимулированием, и основное различие между ними заключается в том, что для осознания мотива требуется внутренняя работа. Поэтому мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности. Стимулирование деятельности – это прежде всего внешнее побуждение, влияющее на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Создание систем мотивации и стимулирования работников фирмы – основа работы менеджеров.
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории основаны на определении потребности человека. Наиболее популярными из них являются: иерархия потребностей по А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория трех потребностей Д. Мак-Клелланда, а также теории, которые исходят из определенного "образа" работника, его потребностей и мотивов, например "XY-теория" (автор Д. Мак-Грегор) и теория У. Оучи.
Процессуальные теории базируются на элементах психологии в поведении людей. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера – Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.
Контроль
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей и как функция управления обеспечивает обратную связь в процессе управления. Для обеспечения контроля необходима установка стандартов, измерение достигнутых результатов и проведение корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов. Обычно контроль можно разделить на предварительный (входной), текущий и заключительный.
Предварительный (входной) контроль осуществляется до начала процесса работы.
Текущий контроль производится непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности фирмы. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.
Заключительный контроль выполняется после того, как работа закончена. Он даст информацию руководителю фирмы для оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.
Очевидно, что процесс контроля предполагает наличие системы учета как составной части управления. Сущность этого процесса состоит в фиксации состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных документах. Как правило, в современных фирмах, наряду с бухгалтерским и налоговым учетом, создается собственная система управленческого учета. Собранные сведения позволяют производить корректирующее воздействие на протекающие процессы с целью поддержания их на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Иногда это корректирующее воздействие называют еще одной функцией управления – регулированием.