Организация
Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления (ОСУ). Под организационной структурой управления социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Выделяют следующие основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные структуры. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные структуры, на верхних — дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные структуры, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.
Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления:
1) верхний, институциональный — это Россия и автономная республика;
2) средний, управленческий — это регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
3) низовой — это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.
На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:
1) законодательной, в лице органов системы представительной власти;
2) исполнительной, в лице Правительства РФ и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления;
3) судебной.
Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в функции которого входит:
• разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;
• анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;
• подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальному обслуживанию; медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи; социальной помощи семье и детям; внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.
Исполнительными органами управления социальной работой па региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:
• центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
• центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;
• центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
• центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальные гостиницы и т.д.
Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.
В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т.д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав, положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности. Только в Москве таких организаций несколько сотен, а в целом по стране несколько тысяч.
Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения[1]. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Важно также заранее определить союзников, "смежников", контрагентов, конкурентов, способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управления.
Заключительное управление (контроль, учет, анализ) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т.п.
Мотивация
Раскрывая понятие мотивации, следует подчеркнуть, что оно имеет два значения. С одной стороны, им обозначается мотивационная система одного (индивидуальная мотивационная система) и (или) нескольких работников (мотивационная система группы, коллектива). С другой стороны, с помощью данного термина обозначают процесс мотивации сотрудников. Профессор Е. И. Комаров отмечает: "В системах и процессах управления центральной фигурой выступает "человек работающий", т.е. находящийся в определенной организационной, экономической, социальной и социально-психологической среде"[2]. Поэтому под развитием мотивации можно понимать:
• "стартовую" и "последующую" мотивацию принятого на работу человека;
• изменения, происходящие в его мотивации под воздействием тех или иных факторов, в том числе системы стимулирования;
• выявление антимотивов (антистимулов) у персонала и др.