Организационные основы транспортировки внешнеторговых грузов воздушным транспортом
Успешное функционирование рынка грузовых авиаперевозок – важный фактор, способствующий расширению внутренних и межгосударственных связей в стране, так как авиатранспорт предоставляет возможность максимально быстрой доставки товаров, хотя и является самым дорогостоящим.
Регулирование международных перевозок грузов воздушным транспортом осуществляется на основании ряда двусторонних и многосторонних нормативных документов. Неотъемлемой частью любого договора подобного рода является определение коммерческих прав авиакомпаний стран, подписавших соглашение так называемых "свобод воздушного пространства". Как правило, выделяют семь основных групп, закрепляющих:
1) право полета судов авиакомпании транзитом через воздушное пространство другой страны;
2) право при транзитном полете осуществлять посадку на территории транзитного государства с некоммерческими целями;
3) право авиакомпаний выгружать грузы, взятые на борт в другой стране;
4) право авиакомпании взять на борт судна грузы на территории другой страны, адресованные в страну национальной принадлежности авиакомпании;
5) право авиакомпании взять на борт судна грузы на территории любой страны, адресованные в любую страну мира;
6) право национального перевозчика выполнять полеты с территории другого государства транзитом через воздушное пространство своей страны;
7) право национального перевозчика не использовать воздушное пространство своей страны при полетах с территории другого государства в любые третьи страны.
Нормативно-правовое обеспечение международных воздушных перевозок было положено Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации от 1944 г., к которой присоединились практически все государства – члены ООН.
Основным положением данного документа явилось признание полного и исключительного суверенитета государства в отношении воздушного пространства над его сухопутной и водной территорией. Кроме этого Конференция закрепила принцип национальной принадлежности воздушного пространства страны, пересечение которого запрещено без соответствующего разрешения.
Нормы Конвенции применяются исключительно к гражданским судам и не регулируют деятельность таможенных и военных судов, следовательно, военные запасы и снаряжение не могут перевозиться на воздушных судах, занятых в международной навигации.
В документе определены три основных типа перевозки: регулярные, нерегулярные и каботаж.
Для целей таможенного оформления каждое воздушное судно, пересекающее границу другого государства, обязано совершить посадку в оговоренном заранее аэропорту, кроме тех случаев, когда компетентные органы страны разрешают беспосадочный полет над своей территорией. Страны не имеют права взимать пошлины или иные сборы за транзит воздушных судов, а размер обязательных платежей (сборы аэропорта, сборы за пользование аэронавигационной системой) должен быть одинаков как для национального, так и для зарубежного перевозчика.
При полетах на территорию, с территории или через территорию другого государства воздушные суда временно допускаются без уплаты пошлин с учетом таможенных правил этого государства. Топливо, смазочные масла, запасные части, комплектное оборудование и запасы, находящиеся на борту воздушного судна по прибытии на территорию другого государства и остающиеся на борту до конца пребывания в стране, освобождаются от таможенных пошлин, досмотровых сборов и подобных государственных или местных пошлин и сборов. Это освобождение не применяется к любым выгруженным грузам независимо от их количества и наименования, за исключением случаев, предусмотренных таможенными правилами данного государства, которые могут требовать, чтобы они содержались под таможенным надзором.
Запасные части и оборудование, ввозимые на территорию участника конвенции для установки или использования на воздушном судне другого государства, занятого в международной аэронавигации, освобождаются от таможенных пошлин при условии соблюдения правил данной страны, которые могут предусматривать таможенный надзор и контроль над этими предметами.
Международная система регламентации грузовых перевозок представлена "Варшавской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" от 1929 г. и "Гаагским протоколом о поправках к Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок", 1955 г. Конвенция не содержит положений об исчислении сроков доставки груза. Для возникновения ответственности перевозчика в связи с нарушением положений договора перевозки необходимы следующие основания: противоправные действия перевозчика, наличие убытков, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками. Грузополучатель имеет право заявить о своих претензиях в течение 14 дней с момента получения товара.
Варшавская конвенция регулирует любые перевозки, если места отправления и назначения находятся в разных странах или в одной стране, но предусмотрена остановка на территории другого государства. Для целей конвенции под понятие "государство" включается не только метрополия, но и все территории, за которые данная страна несет ответственность.
"Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору" (заключена в г. Гвадалахаре 18 сентября 1961 г.) ввела положения о чартерных перевозках и аренде воздушных судов.
Названные конвенции не содержали понятия авианакладная. Данный термин, как и форму накладной, ввела Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).
Авианакладная, заполненная грузоотправителем или от его имени, удостоверяет наличие договора перевозки груза по авиалиниям перевозчика. В накладной должны содержаться следующие сведения:
• наименование аэропортов отправления и прибытия;
• прилагаемые к накладной документы;
• объявленная ценность;
• сумма платежа за перевозку;
• наименование и юридический адрес грузоотправителя;
• наименование и юридический адрес перевозчика;
• дата составления накладной и т.д.
Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом.
В настоящее время ИАТА постепенно вводит электронный документооборот. Планируется, что к концу 2013 г. 20% всех накладных будут оформляться в электронном виде, к концу 2014 г. – 50%, а в конце 2015 г. полностью откажутся от бумажных носителей[1].
Международные тарифы при перевозке грузов воздушным транспортом представляют собой плату за перевозку 1 кг груза. Ставка тарифа, рассчитываемая с коэффициентом 1, действует при перевозке груза на 500 км. Чем больше расстояние перевозки, тем ниже коэффициент.
Выделяют следующие виды тарифов. Основные тарифы не учитывают специфику груза и включают:
• нормальные тарифы – применяются для отправок весом менее 45 кг;
• количественные тарифы – используются для отправок весом более 45 кг;
• минимальные тарифы – разработаны для отправок весом до 5 кг.
Классные тарифы действуют в отдельных регионах мира для определенных видов грузов (живые животные, золото, драгоценные камни и т.д.) и рассчитываются с учетом стоимости груза.
Специальные тарифы, или корейты, являются наиболее льготными и устанавливаются Международной ассоциацией воздушного транспорта для перевозки отдельных видов грузов в определенном направлении в ограниченный промежуток времени.
Грузооборот воздушного транспорта ряда стран мира приводится в табл. 9.5.
Таблица 9.5
Грузооборот воздушного транспорта стран мира, млн тонно-километров[2]
Страна |
2000 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2010 г. |
Россия |
2515,3 |
2830,3 |
3424,4 |
3691,6 |
Австрия |
489,3 |
537,5 |
453,8 |
420,8 |
Беларусь |
17,9 |
58,8 |
66,3 |
55,6 |
Германия |
8553 |
7680 |
8531 |
8186 |
Испания |
1055 |
991,5 |
1171 |
1106 |
Польша |
93,4 |
71,3 |
83,1 |
78,9 |
Португалия |
270,6 |
235,0 |
322,4 |
344,6 |
Республика Молдова |
4,1 |
1,1 |
1,3 |
1,2 |
Румыния |
11,8 |
5,2 |
5,7 |
6,4 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
6193 |
5998 |
6155 |
6284 |
Украина |
46,9 |
335,7 |
388,5 |
378,8 |
Финляндия |
336,9 |
353,6 |
489,7 |
542,6 |
Франция |
4973 |
5526 |
6237 |
5838 |
Чехия |
38,7 |
38,8 |
32,6 |
27,2 |
Азербайджан |
102,0 |
310,0 |
204,5 |
129,0 |
Армения |
9,6 |
10,7 |
13,1 |
13,1 |
Казахстан |
117,5 |
96,7 |
88,1 |
69,4 |
Киргизия |
8,8 |
4,5 |
1,3 |
2,5 |
Китай |
3900 |
7544 |
11 117 |
11292 |
Таджикистан |
4,3 |
7,6 |
4,8 |
5,1 |
Япония |
8595 |
8667 |
8423 |
8160 |
США |
30155 |
37276 |
40606 |
39213 |