Организационные контракты
К четвертой, завершающей классификацию группе относят организационные внешнеторговые контракты, среди которых различают, в частности:
1) соглашения (контракты) об исключительной (эксклюзивной) поставке (продаже) товаров.
По контракту (соглашению) об исключительной (эксклюзивной) поставке (продаже) товаров договаривающиеся стороны приходят к соглашению, по которому одна сторона (поставщик или продавец) обязуется поставлять другой стороне (покупателю) определенную группу (группы) товара (товаров) на исключительных (эксклюзивных) или, как их еще принято называть, преференциальных, условиях в целях наиболее рационального с маркетинговой точки зрения продвижения такого (таких) товара (товаров) на рынке. Как правило, подобного рода контракты предусматривают взаимные обязательства сторон не заключать подобные контракты с третьими лицами в течение определенного срока;
2) контракты (соглашения) об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров региональными представителями.
По контракту (соглашению) об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров региональными представителями стороны – головная торгующая организация (организация-поставщик) и ее региональные представители – обязуются проводить взаимоувязанную согласованную политику продвижения товаров головной организации на региональных рынках в целях предупреждения внутренней недобросовестной конкуренции.
Под термином "недобросовестная конкуренция" (unfair competition) понимают такие действия конкурирующих субъектов внешнеторговой и торговой деятельности, которые, в частности, включают: а) введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления и качества товара; б) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; в) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара другого хозяйствующего субъекта; г) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца и др. За недобросовестную конкуренцию, как и другие нарушения законодательства, предусмотрены имущественные санкции.
В целях реализации контракта (соглашения) об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров региональными представителями под внутренней недобросовестной конкуренцией стороны, как правило, понимают несогласованные действия региональных представителей головной организации по самостоятельному проведению рекламных кампаний, ценовой политики, предоставлению покупателям различных преференций и т.п., не имеющие целью недобросовестную конкуренцию, но могущие создать таковую.
Организационные контракты весьма специфичны и настолько индивидуальны и зависимы от стратегии той или иной корпоративной структуры, что на практике не нашли сколько бы то ни было четкого законодательного закрепления. В каждом конкретном случае специалисты, осуществляющие подготовку подобного контракта к подписанию и его согласование, как правило, руководствуются политикой и стратегией развития, декларируемой и продвигаемой инициаторами такого соглашения, приводя, по большей части, стратегические устремления сторон в соответствие с правовыми нормами, обращая, в первую очередь, внимание на соответствие содержания контракта положениям антимонопольного и антидемпингового законодательства.
Таким образом, при классификации контрактов представляется возможным выделить те, которые образуют собственное ОГЛАВЛЕНИЕ внешнеторговой деятельности. В первую очередь к подобного рода внешнеторговым контрактам можно отнести реализационные и торгово-посреднические контракты. Контракты, содействующие международной торговле, и организационные внешнеторговые контракты предназначены для обеспечения первых двух групп внешнеторговых контрактов.
Общим для всех четырех вышеперечисленных групп внешнеторговых контрактов является то, что они целиком относятся к сфере внешнеторгового контрактного права, поскольку, во-первых, предназначены для обслуживания внешнеторгового товарооборота и, во-вторых, физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели, не участвуют в их совершении.