Организационные императивы инновационной деятельности через призму теории зависимости от ресурсов
Исходным предпосылом данной теории является то, что организации не просто играют роль пассивного созерцателя внешних воздействий, что подразумевается популяционно-экологической теорией, а пытаются управлять внешней средой для достижения собственных выгод.
Согласно этой теории ни одна организация не способна создать все необходимые ей ресурсы, более того, не каждый вид деятельности можно осуществить внутри организации, чтобы сделать ее самодостаточной. Необходимые ресурсы могут быть сырьем, финансами, персоналом, набором услуг или производственных операций, продуктовыми и технологическими новациями и др. Организация имеет стратегический выбор. Решение выбирается в условиях наличия ряда альтернатив при активном воздействии на окружающую среду. Возникающие изменения являются результатом сознательных, запланированных реакций на воздействия среды. Например, развитие организации через трансформацию (слияние, поглощение, кооперацию) и другие межорганизационные соглашения. Такой вариант развития все чаще встречается в практике организации взаимоотношений. Например, в автомобильной промышленности, начиная с 1980-х гг., многие компании отказались от собственного производства различных деталей и комплектующих, а также бизнес-процессов, и закупают их у внешних источников — субконтракторов [38, с. 125, 126]. Эти данные указаны в табл. 20.
Как видно из таблицы, в 1990-е гг. доля собственного производства приблизилась к нулю по большей части позиций.
Развитие с позиций теории зависимости от ресурсов приводит к созданию интегрированных корпоративных структур, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных контрактных отношений. В мировой практике организационные формы, такие, как концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, консорциумы, стратегические альянсы, сетевые организации, широко используются и являются следствием стратегического выбора в условиях ограниченности ресурсов и зависимости от них.
В отличие от жестко закрепленных организационных форм интеграции в виде корпоративных образований, все большую привле
Таблица 20. Использование изделий сторонних компаний при производстве автомобилей ведущих марок
кательность приобретают "мягкие" виды интеграции в виде сетевых организационных форм. Они создаются на базе договорных отношений, в основе которых лежит взаимовыгодный обмен ресурсами. Организация, участвующая в договоре, специализируется на ключевых видах работ, обеспечивающих ей конкурентные преимущества, остальные работы передаются другим членам сети, тем, которые могут выполнять данные работы наиболее эффективно. Преимущество в использовании ресурсов достигается за счет того, что организация не содержит все необходимые для производства ресурсы, а использует активы нескольких фирм, которые могут находиться в различных точках технологической цепи и пространства. Причем основа успеха развития организации — взаимосвязь, взаимозависимость, создание возможностей успеха для других.
Одной из основных тенденций современности является новая формула успеха и эффективности организации, состоящей в единении интеллекта, информации и идей.
Организация нередко сталкивается со значительным дефицитом высококвалифицированных специалистов и с нехваткой навыков и знаний. Конкуренция за более образованные кадры ожесточится. В связи с этим каждая организация должна способствовать обучению сотрудников, используя для этого разнообразные методы. В этих условиях образование превращается в разновидность инвестиций, профессиональный опыт сотрудника становится активом. Образ мышления организации изменяется. Кадры не отождествляются с издержками, которые необходимо сокращать. Квалифицированные сотрудники являются активом организации, требующим бережного отношения, любви и инвестиций.
Отсюда видно, что развитие организации в зависимости от ресурсов основано на выделении важных, ключевых ресурсов организации, а затем разработке стратегии их рационального использования.
Развитие организации предполагает следующие варианты:
а) внутренний рост за счет собственных ресурсов;
б) слияние, поглощение как средство увеличения ресурсов.
в) перераспределение внутренних ресурсов, сосредоточение их на приоритетных направлениях;
г) прекращение неприоритетного направления (бизнес-процессов), необеспеченного ресурсами; участие внешних организаций — продажа акций, активов, или внутренняя ликвидация — переориентация организации.
д) обособление, передача вида деятельности, не обеспеченного ресурсами, другому исполнителю на договорной основе или через продажу или выделение активов.
Организационным императивом управления является развитие внешних хозяйственных связей.
Таким образом, исходя из теоретических основ существования организации, можно выделить шесть организационных императивов, которые изображены на рис. 40. Поскольку требования законов организации определены как обеспечение устойчивости и развития системы управления организацией, то организационные императивы управления должны стать целями высшего порядка, так как, с одной стороны, они обеспечивают устойчивость системы, а с другой стороны, должны стать основой развития организации для приобретения дополнительной устойчивости. Согласно закону композиции, возникает необходимость согласования целей высшего порядка. Они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего порядка, а именно развития инновационной восприимчивости организации в инновационной сфере. Более того, так как все цели высшего порядка будут установлены на основании императивов управления, то необходимо обеспечить равновесие указанных целей.
Рис. 40. Императивы управления инновационной деятельностью, способствующие обеспечению устойчивости и развитию организации в инновационной сфере. 1. Популяционно-экологическая теория. Организация имеет жизненный цикл, совпадающий с жизненным циклом человека. 2. Теория операционных (трансакционных) издержек. Организация создается для уменьшения операционных издержек, сопровождающих любую сделку (операцию), и представляет собой совокупность сделок (контрактов). 3. Теория зависимости от ресурсов. Ни одна из организаций не имеет всех необходимых ресурсов. 4. Теория рациональной случайности. Организация состоит из коалиционных групп с различными интересами. 5. Марксистская теория. Организация состоит из двух антагонистических групп: собственников и наемных работников, чьи интересы различны. 6. Институциональная теория. Организация находится в институциональной среде и имеет социальную ответственность перед обществом
На рис. 41 указаны направления реализации целей по императивам управления инновационной деятельностью.
Рис. 41. Декомпозиция императивов управления