Организационные императивы инновационной деятельности через призму марксистской теории

В марксистском анализе детерминизм окружающей среды сочетается с рациональным стратегическим выбором. Марксистские исследования, относящиеся к пониманию организаций, строятся на начальном допущении сознательного, рационального, стратегического действия, предпринимаемого со стороны капиталистического класса и организаций, контролируемых этим классом.

Несмотря на сознательные действия власть имущих, классическое марксистское противоречие между буржуазией и пролетариатом продолжает существовать. Производственные отношения не могут не быть антагонистическими, поскольку капиталисты и нанятые ими управляющие стремятся контролировать все действия работников. Более того, согласно независимым экономическим прогнозам, развитие автоматизации производства приведет за десять ближайших лет к сокращению количества рабочих мест на А—5 млн. Речь идет о странах Западной Европы, но совершенно очевидно, что это можно отнести и к России. Кризис в экономике страны и ограниченные финансовые возможности неуклонно приводят к снижению денежных доходов населения.

Стремительные социальные и технические изменения, глобализация, растущая безработица, все большее расслоение общества на бедных и богатых, рост деклассированного общества выдвигают в качестве основных целей организации социальные цели.

Отсюда видно, что развитие организации должно быть направлено на удовлетворение социальных целей, что является объективной необходимостью.

Социальные цели развития организации могут конкретизироваться следующим образом:

— рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетворение потребностей в жилье, бытовых нуждах, продуктах, услугах, полноценном досуге;

— повышение уровня квалификации сотрудников, их образовательного и культурного уровня;

— улучшение условий работы, охраны труда и безопасности работы;

— стимулирование через систему материального вознаграждения и нравственного поощрения инициативного и творческого отношения к делу,

— несение групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

— создание и поддержание необходимого организационно-экономического климата, творческих межличностных отношений;

— раскрытие интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности в процессе совместного труда;

— забота о здоровье работника, предоставление гарантий пенсионного обеспечения, восстановления трудоспособности.

Организационным императивом управления является устранение антагонистических противоречий.

Организационные императивы инновационной деятельности через призму теории рациональной случайности

Основная идея данной теории базируется на том, что организация состоит из индивидуумов как целеустремленных созданий и обладает многочисленными и противоречащими друг другу целями. Существует сложность определения приоритета между целями, чаще всего они устанавливаются господствующими коалициями, прямыми или косвенными. Эту целенаправленность можно преодолеть давлением извне, в этом случае организации могут погибнуть или будут вынуждены коренным образом изменяться. Термин "случайность" в названии теории связан с вероятностью попадания организации в определенную природу окружающей среды, которая может благоприятствовать реализации целей или наоборот. Понятие "рациональность" свидетельствует о наличии индивидуумов или коалиций как рациональных организмов, принимающих решение. Причем в этом подходе цели присоединяются к причинам образа действий и являются частью культуры организации и частью мировоззрения лиц, принимающих решение.

Владение и управление в организациях обычно отделены друг от друга, зачастую менеджеры придерживаются своей линии поведения, включающей цели максимального увеличения собственного благосостояния при минимальном риске. Идея, что организация существует для того, чтобы обеспечить прибыли своим владельцам, несостоятельна, так как не всегда права и интересы владельцев доминируют над интересами любых других заинтересованных лиц. Теория агентских издержек подтверждает, что менеджеры не действуют в интересах акционеров — собственников, их основным мотивом принятия решений являются собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами акционеров. Отношения менеджеры — акционеры всегда чреваты конфликтом интересов.

Можно выделить следующие группы и цели:

- инвесторы, в том числе и собственники, имеют целью как минимум сохранение своего капитала, его возмещение и выплату дивиденда на капитал, и возможность соуправления организацией;

- наемные работники, как и персонал в целом, отдают свою производственную силу, навыки, знания, их цель — сохранение организации, развитие сфер деятельности, получение справедливой зарплаты и участия в прибылях;

- потребители ставят целью получение услуг и товаров, которые удовлетворяют их по цене, качеству и обеспечивают дифференцированный спрос;

- поставщики ставят целью продавать свои материальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, энергию и другие) по рыночным ценам;

- цель государства — получение налогов и отчислений в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее сложны цели внутренних групп организации, функциональных отделов, подразделений, имеющих свои целевые установки, по которым организуется и оценивается их деятельность.

Таким образом, развитие организации является высшей целью, с точки зрения всех заинтересованных групп, которые получают возможность реализовать свои индивидуальные цели.

Для успешного развития организации выделяют следующие цели.

1. Материальные (производственные) цели: продуктовая программа, услуги, работы.

2. Стоимостные цели: ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль или отдельные компоненты, как доходы, затраты, а также необходимый уровень ликвидности и его компоненты, как наличие оборотных средств, поступление денежных средств, выплаты денежных средств; могут использоваться абсолютные и относительные показатели, например, годовая прибыль, рентабельность. Стоимостные цели реализуются через достижение материальных целей.

3. Социальные цели (гуманитарные): ориентация на сотрудника как на личность; ориентация на общество; ориентация на окружающую среду. Социальные цели определяют взаимоотношения между людьми и общественностью, обусловливают модель поведения по отношению к персоналу, общественным группам, внешней среде в целом. Они закрепляют у индивидуумов мотивационные факторы, такие, как уровень доходов персонала, интересная работа, культура, они идентифицируют работников с целями организации, имиджем организации, способствуют защите окружающей среды и способствуют демократизации общества.

Особое значение имеет видение будущего как концентрированного выражения желаемого состояния в будущем, смысл его существования, высшие цели и уровень притязаний.

Видение детализируется в целевой картине будущего, а также в принципах управления развитием организации.

Необходимость обеспечения баланса между целями приводит к наличию ограничений (условий) по отношению к высшим целям развития. К ним, кроме стоимостных ограничений в виде снижения издержек, можно отнести: обеспечение необходимого социально-экономического уровня жизни работников; сохранение свободного, демократичного общественного строя; защиту окружающей среды, поддержание социально-рыночной экономической системы как конкурентной экономики. В интересах развития самой организации сделать эти ограничения добровольными. Это означает, что стоимостные и материальные цели реализуются с учетом перемещения баланса в сторону социальных целей.

Развитие организации является производной от индивидуальных целей людей, составляющих организацию, и других лиц в окружении. Организационным императивом управления является сближение коалиционных целей. Управление развитием реализуется в определении высших целей, видении будущего, целевой картине, состоящей из принципов организации и принципов управления развитием. При этом высшие цели должны быть преобразованы в операционные подцели — задания для исполнителей, а подцели — цели действий в комплексы задач.